Методы работы со сказкой.
- Вовлечённое чтение
В основе вовлечённого чтения стоит не просто чтение сказки, а непосредственное участие детей, позволяющее им погрузиться в сюжет и в то же время избавить их от необходимости сидеть смирно всё время прослушивания сказки.
Примеры использования:
- Роли для детей
- Вопросы
- Активности
- Изучение форм, цветов, животных, растений и прочего
- Интонации и эмоции
- Игра
В сказку можно поиграть. Игры со сказкой развивают речь, память, мышление, внимание, мелкую моторику, учат ориентироваться в пространстве, расширяют представления об окружающем мире, расширяют кругозор.
Прежде чем играть, прочитайте сказку целиком. Внимательно рассмотрите иллюстрации. Поговорите с детьми о том, что они видят на картинке: какие герои нарисованы, что они делают, объясните непонятные слова и фразы. Поощряйте полные ответы на ваши вопросы. Это поможет ребёнку лучше запомнить сюжет и усвоить смысл прочитанной сказки. После чтения сказки – игра, связанная с сюжетом сказки, с её героями, различными предметами и объектами.
Примеры игр:
- Отгадай название сказки
- Назови сказочного героя с необычным внешним видом
- Что лишнее
- Перевёртыши («Лиса и шестеро цыплят»)
- Дополни имя (Кощей…)
- Вопросы с подвохом (У колобка на шее был бантик или галстук?)
- Если бы?.. (Что, если бы красная шапочка заболела и не пошла к бабушке?)
- Пересказ
Дети пытаются в подробностях пересказать сюжет сказки.
Особенности:
- Дети совместно с воспитателем выстраивают цепочку событий, происходящих в сказке (с использованием сюжетных картинок или пиктограмм в зависимости от способностей детей)
- Воспитатель делит сказку на части и пересказ производится последовательно (начало, кульминация, конец – они же делятся на более мелкие части впоследствии по мере того, как дети начинают с лёгкостью справляться с пересказом)
- Воспитатель слушает описание детьми сказочной сцены, стимулируя использование большего количества слов, сложных предложений и обогащая их словарь новыми словами и выражениями.
- Фантазирование
Дети с помощью воспитателя придумывают/видоизменяют сказку по аналогии с прочитанной, придумывают продолжение. Чтобы всё получилось, необходимо следовать некоторым правилам:
- Терпение (даже старший дошкольник не всегда с лёгкостью придумывает сюжет, поэтому необходимо в подходящем для него темпе тренировать и направлять его)
- Вспомогательные элементы (детям нужны подсказки, примеры от воспитателя и стимульный материал в виде сюжетных картинок, чтобы понять условия «сочинительства»)
- Деление (сказку необходимо раздробить на маленькие части и изменять сюжет только в небольших эпизодах, постепенно увеличивая масштаб по мере проявления успешности детей)
- Анализ сказки
Воспитатель осуществляет разбор сказки. При этом рекомендуется использовать наглядные материалы, яркие образы, чтобы помочь детям легче представить обсуждаемое. Самое важное: создать для детей условия, чтобы им было интересно рассуждать и участвовать в обсуждении.
- Кто такие главные герои
- Из-за чего у главного героя появились проблемы
- Помочь детям встать на место антагониста сказки, оценить его мотивы и их справедливость, поведение
- Как помочь главному герою? Что нужно было сделать по-другому?
- Обратить внимание детей на важные элементы сказки, которые присутствуют в сюжете (отношения детей и родителей, межличностные отношения, добро и зло и т.п.)
- Драматизация сказки
После первого прочтения и обсуждения сказки можно реализовать постановку сказки. Детям предлагается разыграть сюжет сказки по ролям. Роли выдаются не только героям, но и природным явлениям, вещам, которые будут озвучиваться (шум ветра, скрип двери, пение птиц, стук топора и прочее). Дети разыгрывают сцену в соответствии с текстом, который читает воспитатель, совершая действия/воспроизводя звуки, описываемые по тексту. Постановка сказки может быть как подробной (с эмоциональным произнесением реплик детьми), так и обобщённой (воспитатель зачитывает, а дети отыгрывают).
- Закрепление в творчестве
Изученное, разобранное и обсуждённое в предыдущих методах работы со сказкой может быть проявлено в полной мере в творчестве детей: лепке, рисовании, конструировании и т.п.
Примерные темы работы:
- Сцена из сказки, герои, их взаимодействие.
- Правила поведения, которые необходимо соблюдать, чтобы не попасть в проблемную ситуацию из сказки.
- Персонаж, с которым себя ассоциирует ребёнок, который больше всего нравится.
- Выдуманная сказка: сцена из неё, герои, их взаимодействие
- Ребёнок в сказке: рисование себя в сказочных событиях, рядом со сказочными персонажами.
- Любимая сказка