Советы педагога-психолога

Памятка "Ребёнок и интернет"

Родителям важно объяснить детям правила поведения, а также напомнить об опасностях, которые подстерегают неопытных пользователей всемирной сети.
развернуть

Подготовила педагог-психолог Тарасевич К.А. с использованием интернет источников.

свернуть

Детское воровство

Бывает, так, что родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок приносит домой чужую игрушку или вещь. Важно помнить, что «детское воровство» имеет свои специфические черты, находя главным образом свои различия в мотивах и причинах.
развернуть

Возрастные особенности отношения к воровству.

  • 2-4 года (еще не сформированы понятия «свое», «чужое», отсутствует отрицательная оценка кражи)
  • 4-6 года (начинает понимать границы собственности, но ему трудно сдерживать свои порывы и желания)

Основные мотивы воровства:

  1. Желание владеть чем-то. Ребенок может испытывать сильное желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой), с которым малыш не в состоянии справиться. При этом он не ворует, а берет.

Рекомендации:

  • Рассказывать ребенку о том, что существуют вещи, принадлежащие другим людям, которые брать нельзя. Рассказ сопровождать разбором конкретной ситуации, обратить внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.
  • Приучать ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом – это приведет к осознанности действий, позволит избежать многих неприятных ситуаций.
  • Если вещь или игрушка все-таки была украдена – потребуйте от ребенка обязательно вернуть ее хозяину, помогите ему в этом.
  1. Желание привлечь к себе внимание взрослых. Ребенку не хватает внимания и тепла занятых родителей. Дети иногда намеренно совершают «дурные» поступки с целью привлечения к себе внимания.

Рекомендация:

  • Уделяйте ребенку хотя бы 30 минут времени, занимаясь с ним совместными интересными для него делами, чаще обнимайте его, говорите, что любите, делитесь своими переживаниями и мыслями.
  1. Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю «ценной» вещи. Характерно для детей старшего дошкольного возраста, когда ребенку уже не безразлично его место в группе, и он способен целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы. В этом случае, ребенок хорошо понимает, на что он идет и для чего это делает.

Рекомендация:

  • Интересуйтесь в какие игры он играет и с кем, какие игрушки ему больше нравятся и о чем он мечтает. Если выявите у ребенка трудности в общении со сверстниками – обратитесь за консультацией к психологу.
  1. Желание сделать приятный подарок кому-то из близких. Оно вызвано отсутствием понимания отрицательной оценки воровства.

Рекомендация:

  • Не оценивайте резко и категорично данный поступок, а наоборот, скажите, что вам приятно, что он хотел вас обрадовать, но это можно было сделать другими способами. Расскажите, каким образом он может вас удивить, порадовать, сделать приятное.
  1. Желание отомстить кому-либо. Повышенная эмоциональность и ранимость детей дошкольного возраста. Возможно, забирая ценную вещь, ребенок решил «наказать» своего обидчика.

Рекомендация:

  • Объяснять, что месть – это не самый лучший способ общения со сверстниками, рассказывать о последствиях такого поведения (потере друзей, доверия и пр.), а также обучать приемлемым способам решения споров и разногласий.
  1. Желание узнать что-либо. Дошкольнику свойственен интерес к тому, как сделаны и из чего состоят предметы и вещи. Не желая ломать свои вещи и игрушки, он делает это с игрушками, не принадлежащими ему.

Рекомендация:

  • Ребенок просто не может самостоятельно найти правильный объект для удовлетворения своего научного поиска. Помогите ему в этом, разрешите использовать вещи, так как ему хочется, обучите конструктивным способам разборки и сборки игрушек, проводите совместные эксперименты по изучению предметов, явлений природы и вещей различного предназначения.
  1. Желание подражать взрослым. Дети учатся правилам поведения на примере взрослых, с которыми чаще всего общаются. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или поднимают потерянную кем-то вещь, - взрослые являются примером воровского поведения.

Рекомендация:

  • Не берите сами то, что вам не принадлежит.

Что делать, если ребёнок украл?

  • Помните о презумпции невиновности. Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять.
  • Чётко высказывайте отрицательную оценку действиям ребёнка (действиям, а не личности) с конкретным запретом на воровство.
  • Рассказывайте о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи.
  • Удерживайтесь от навешивания ярлыков на ребёнка, называя его "воришкой" и пр., иначе плохой поступок может действительно превратиться в суть личности.
  • Не обсуждайте возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка.
  • Обращение к ребёнку"Как ты мог?" и подобные являются бесполезными и даже вредными.
  • Не требуйте от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража;
  • Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните — это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
  • Избегайте сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: "Вот я никогда ...". Вместо этого поделитесь личным опытом, тем, что с вами тоже когда-то происходило подобное, но потом вам было очень стыдно и вам до сих пор неприятно вспоминать об этом.
  • Обсуждая случившееся, помните, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.
  • Не возвращайтесь к тому, что произошло (после того, как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании несовершеннолетнего.
  • Не поддавайтесь гневу, чтобы не обрушить его на ребенка (не решит проблему, а может только навредить доверительным отношениям между вами).
  • Для понимания мотивации ребенка доброжелательным тоном обсуждайте с ребенком как произошла эта ситуация: кому принадлежит вещь, какие отношения у него с владельцем, а также что он хотел сделать с этой вещью в итоге.
  • Обсуждайте то, как можно исправить данную ситуацию, по возможность организуйте возврат вещи (без свидетелей и публики).
  • Подумайте и проанализируете, что могло стать причиной такого поведения ребенка и поработайте с этим.

Основные ошибки в воспитательном процессе, способные спровоцировать воровство

  • Отсутствие последовательности в воспитательном процессе: в одной ситуации учащегося наказывают, а в другой «закрывают глаза» на проступок (грозились наказать, но не наказали).
  • Несогласованность требований взрослых (бабушка разрешает, а родитель запрещает).
  • «Двойная мораль» - действия родителей расходятся с делом (родители внушают ребёнку, что брать чужое нельзя, а сами приносят с работы то, что «плохо лежит»).
  • Ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле «кумир семьи» - ребёнок растёт с мыслью, что он самый лучший, он не учится считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы.
  • Тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Дети при этом могут продолжать совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Профилактика воровства

  • Взаимное доверие между родителями и ребенком.
  • Создание условий, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным родительским вниманием и заботой.
  • Покупка ребенку достаточного количества игрушек, чтобы избежать попыток воровства.
  • Установка границ у ребёнка между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться.
  • Поиск «зоны успешности» ребёнка, чтобы ему не нужно было компенсировать личные неудачи воровством.
  • Обучение ребёнка сопереживанию, эмпатии. Знакомство с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», объяснение смысла этого правила на примерах из собственной жизни.
  • Постепенная передача ребёнку «взрослых» дел, привитие ответственности.
  • Исключение провоцирующих ситуаций. Например, хранение ценностей в недоступном для ребенка месте.
  • Информирование ребёнка о последствиях воровства. Примерами таких последствий являются потеря друзей, потеря доверия, а также нехорошее чувство после кражи.

Подготовила педагог-психолог Тарасевич К.А. с использованием интернет источников.

свернуть

Игры для родителей, чтобы проводить больше времени с детьми

Перечисленные игры позволят организовать совместный досуг, а также развить личностные качества дошкольников. При выборе игры обязательно учитывайте возраст ребёнка. Не стоит использовать игры, с которыми ребёнок ещё не в состоянии справиться.
развернуть

ИГРАЙТЕ С РЕБЁНКОМ ХОТЯ БЫ 20 – 30 МИНУТ В ДЕНЬ!

  1. Найди пропавшую игрушку. Подготовьте небольшие игрушки – пластмассовые, резиновые фигурки, машинки. Расположите игрушки перед ребенком в ряд на столе. Предложите ему посмотреть на них пару минут, а затем отвернуться. Когда ребенок отвернется, спрячьте одну из игрушек, после чего попросите угадать, какую игрушку вы спрятали. Если ответ правильный, поменяйтесь местами – ребенок прячет, вы угадываете.
  2. Четвертый лишний. Вам понадобятся четыре картинки с изображениями предметов, три из которых относятся к одному общему понятию. Разложите перед ребенком картинки и предложите определить, какие из них подходят друг другу, а какая из этих картинок лишняя. Попросите ребенка назвать одним именем картинку. Набор картинок может быть разнообразным.
  3. Найди тайник. Вам понадобится нарисованный план комнаты. На плане покажите стены, окна, двери и предметы, находящиеся в комнате. Ребенок и взрослый поочередно прячут в комнате игрушку и отмечают на плане место ее расположения. Тот, кто водит должен найти в комнате игрушку, выстроив на плане путь к ней или озвучить его устно.
  4. Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем. Предложите ребенку поиграть в игру без слов. Задумайте какое-нибудь действие. Например: мыться в ванной, качаться на качелях, собирать грибы. При помощи мимики и жестов покажите задуманное ребенку и попросите отгадать. Если ребенок догадался – меняйтесь ролями.
  5. Пиктограммы.Предложите ребенку запомнить слова с помощью рисунков. Поочередно называйте ему простые слова или словосочетания. Его задача – на каждое слово нарисовать картинку-ассоциацию. Например: лягушка-царевна, злой мальчик, скучный день, хорошая погода.
  6. Угадай предмет. Выберите любой предмет в комнате. Опишите его ребенку. Расскажите, где находится этот предмет, для чего он нужен, из какого материала сделан. Задача ребенка – отгадать, какой предмет вы загадали. Когда он его отгадает, поменяйтесь ролями: ребенок – загадывает, вы – отгадываете.
  7. Цепочки слов. Предложите ребенку называть слова по очереди. Введите правило – каждое новое слово должно начинаться с той буквы, на которую заканчивалось предыдущее.
  8. В школу. Играйте с ребенком в школу. Он может быть учителем, а вы учеником. Придумайте разные роли и сюжеты. Например: нерадивый ученик, который отвлекается, допускает ошибки, не слушается, и послушный, внимательный, интересующийся ученик. Ребенок в роли учителя корректирует ваше поведение или просто ведет занятие. По окончании игры попросите ребенка рассказать, в какой роли ему было интересно и легко, что было сложно ему.
  9. Говори наоборот. Называйте ребенку слова. Его задача – придумать к ним слова с противоположным значением (антонимы). Например: холодный – горячий, небо – земля, светло – темно. Задание можно усложнить. Закодируйте фразу при помощи слов-антонимов. Например, фразу «Зайку бросила хозяйка» можно закодировать таким образом – «Волка подобрал незнакомый человек». Важно, чтобы фразы, которые кодируются, были хорошо известны ребенку. В случае правильного ответа меняйтесь ролями.
  10. "Да" и "нет" не говорить, черное и белое не носить. Предложите ребенку поиграть в вопросы и ответы. Он может по-разному отвечать на вопросы, но должен следовать одному правилу – нельзя произносить запретные слова «да», «нет», «черное», «белое». Задавайте такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета халат у доктора?». В случае ошибки, играющие меняются ролями. Игру начинайте с одного запретного слова, затем постепенно вводите другие слова.
  11. Закончи сказку. Дайте ребенку лист бумаги, на котором размещены незаконченные изображения, ломаные линии и геометрические фигуры. Предложите ему выполнить разные задания, например: дорисовать рисунок так, чтобы получилась законченная картинка на тему «Завтрак», а затем придумать по ней сказочную историю. Меняйте темы рисунков: «Волшебные башмачки», «Воздушный замок» или «Космический корабль». Спросите ребенка, на какую тему ему самому хотелось бы нарисовать рисунок.
  12. Игры с аппликацией. Нарисуйте на листе бумаги контур забавного человечка. Предложите ребенку разукрасить картинку с помощью конфетти, гороха, ниток, наклеивая их на рисунок.
  13. Игры с вырезанием. Сложите белую бумагу в книжку-раскладушку и предложите ребенку вырезать цепочки, состоящие из одинаковых звездочек, елочек, других фигур. Сложите бумагу для вырезания снежинок, предложите ребенку вырезать фигурки, а затем развернуть и раскрасить, как ему нравится. Можно предложить дошкольнику самому сделать книжку. Для этого необходимо сложить несколько двойных листочков бумаги и прошить их по середине. Книжку можно украсить рисунками, аппликацией, различными надписями.
  14. Разноцветная вода и льдинки. Предложите ребенку взять краски и разукрасить воду в прозрачных стаканчиках в разные цвета. Экспериментируйте, смешивая цвета и получая новые оттенки. Подкрашенную воду можно заморозить – ребенку будет интересно выложить различные узоры из разноцветных льдинок и побыть создателем собственного льда.
  15. Учимся рассказывать истории. Понадобятся карточки с изображениями людей, животных или разными сюжетами. Показывайте ребенку карточку, и пусть он описывает все, что видит. Если ему сложно, задавайте наводящие вопросы о признаках предметов и существ, изображенных на картинке. Можно спрашивать о том, кого малыш видит на этой картинке? что делает персонаж? какого цвета какие-либо предметы и сколько их? что персонаж будет делать дальше?
  16. Рисуем с помощью круп. Распечатайте простой рисунок из интернета или возьмите детскую раскраску. Ребенок должен наклеить крупу, заполнив эскиз. По желанию раскрасьте фон красками и карандашами или сразу распечатайте цветные картинки.
  17. Бег с “яйцом”. Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке.
  18. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д.
  19. Гримируемся. Раскрашиваем лицо перед зеркалом в ванной.
  20. Даем имена. Для каждого пальчика придумываем какое-нибудь смешное имя.
  21. Держим равновесие. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра.
  22. Забиваем голы. Веревочкой обозначаем на ковре ворота. С некоторого удаления бросаем по воротам шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко.
  23. Загадываем про людей. Смотрим в окно. Придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории.
  24. Игра в ступеньки. Поднимаемся по лестнице ступенька за ступенькой. Каждой новой ступеньке придумываем имя.
  25. Игра в фанты. Собираем с игроков фанты. Других спрашиваем: “Что должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?”
  26. Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол.
  27. Игрушечные деньги. Монеты кладем под бумагу. Мягким карандашом трем поверх монетки. Бумажные деньги вырезаем.
  28. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.
  29. Кегли. Кубики (другие подходящие игрушки) расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их теннисным мячиком.
  30. Клеим коллаж. Газетные или журнальные страницы разрываем на кусочки. Из этого выклеиваем цветной коллаж.
  31. Комнатка из коробки. Из обувной картонной коробки делаем комнату. Рисуем на бумаге мебель, вырезаем и вклеиваем ее в коробку.
  32. Кроватки из спичечных коробков. Из спичечных коробков мастерим кроватки, из бумаги вырезаем подходящие по размеру подушечки и одеяльца. Рисуем на бумаге человечков, вырезаем и укладываем в кроватки.
  33. Кто дальше дунет. Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше.
  34. Лента из домино. Костяшки из домино составляем друг за другом в длинную ленту, ставя их на короткое ребро. Когда лента будет готова, первую костяшку подталкиваем. Все костяшки падают, опрокидываясь одна за другой.
  35. Мастерим животных из бумаги. На плотной бумаге рисуем любых животных. Вырезаем. Приклеиваем полоску картона в качестве подставки.
  36. Мастерим книжку с картинками. Вырезаем картинки из каталога или журнала. Вклеиваем в тетрадь и украшаем обложку.
  37. Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы делаем кораблики: приклеиваем из бумаги треугольные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях.
  38. Мозаика. Из бумаги вырезать прямоугольник. Затем разрезать его на 10 частей разной формы. Кусочки перемешать. Снова составить прямоугольник из кусочков.
  39. Напеваем. Один из играющих начинает напевать мелодию. Другие должны ее узнать.
  40. Наряжаем кукол. Делаем из лоскутов наряды для кукол.
  41. Обрисовываем руку. Руку кладем на бумагу. Карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами.
  42. Счётные палочки. Детям предлагается выложить из счётных палочек цифры или буквы, или геометрические фигуры, или предметы из геометрических фигур (солнышко, ёлочку, домик, заборчик и т. д.)
  43. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое?». Заяц – какой? Белый, серый, пушистый, быстрый и т. д. Ёлка – какая? Солнце – какое? Зима – какая?).
  44. Скорлупа от яиц. Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребёнок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребёнку выложить узор или рисунок из скорлупы.
  45. Солёное тесто. Лепите всё, что захочется.
  46. Макаронные изделия. Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
  47. Горох, фасоль. Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль.
  48. Холодно - горячо; Право - лево. Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперёд, три налево и т.д.» ведёт ребёнка к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно».
  49. Плот. Все плывут на корабле. Вдруг – кораблекрушение. Всем нужно разместиться на маленьком плоту (коврик или квадратик с обозначением границ) и решить, что делать дальше. Это упражнение направлено на повышение сплоченности в семье. Главное, дайте возможность «писать сценарий» ребенку, а ваша задача корректировать его (подавать руку при желании «выпасть в море», решать конфликты, обучать навыкам выходить из сложных ситуаций, стимулировать фантазию.)
  50. Гонки черепах. Подушкам можно найти и иное применение. Опускайтесь всей командой на четвереньки, становитесь на отметку «Старт», кладите на спину по маленькой диванной подушке… И, резво перебирая «лапами», торопитесь к Финишу. Подушка упасть не должна!
  51. Классики. Цветной скотч с успехом заменит мелки, чтобы расчертить пол в коридоре на обычные классики для прыжков. Делайте это вместе с детьми, так вы займёте их дважды: сначала разметкой будущей игровой площадки, а затем весёлыми прыжками. А чтобы после игры не пришлось скоблить пол ножницами, используйте малярный скотч, он почти с любых поверхностей отклеивается без проблем.
  52. Совместное творчество. Один участник рисует голову неведомого существа в верхней части листа и загибает его так, чтобы рисунка не было видно. Второй дорисовывает в намеченном месте туловище, снова складывает лист и передаёт его дальше. Третий рисует ноги, после чего получившуюся неведомую зверушку рассматривают, дорисовывают детали и придумывают ей имя.

Подготовила педагог-психолог Тарасевич К.А. с использованием интернет источников.

свернуть

Трудовое воспитание дошкольников в семье

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда - в его влиянии на личность ребенка.
развернуть

Виды труда:

  • Самообслуживание– это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в одежде, в своих вещах
  • Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения; мытье посуды, стирка и др.
  • Труд в природе – связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда.
  • Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Что же происходит у детей в процессе трудовой деятельности?

  • Физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели)
  • Участие в трудовой деятельности способствует общению детей со сверстниками и взрослыми, развиваются индивидуальные способности
  • Проявляется уважение к труду и людям труда

Трудолюбие необходимо воспитывать с детства. Самый оптимальный возраст для приучения ребенка к труду является период от 2,5 – 3 лет.

Трудовое воспитание в семье не носит спонтанный характер и должно быть организовано с учетом ряда методических требований, а также психофизических особенностей детей на конкретном этапе их развития.

Советы родителям:

  • Личный пример родителей (положительный образ людей, готовых осуществлять трудовую деятельность)
  • Наблюдение ребёнка за трудом взрослых с пояснениями от родителей (что делается, для чего)
  • Ознакомление ребенка с трудом родителей на производстве (что они делают и какую пользу приносят людям)
  • Поручения должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения (иное может отбить у ребенка охоту трудиться)
  • Процесс трудового воспитания в семье должен начаться до похода ребенка в УДО
  • Совместное выполнение работы на начальном этапе (маленькие дети не любят заниматься трудом)
  • Развивающая среда в комнате ребенка (должен знать места, где должны находиться его вещи)
  • Позиция взрослого при обучении трудовым действиям – помогающая (если ребёнок уже может научиться делать что-то сам, нужно показать ему как это делается и помочь справиться самому)
  • Поощрение желания ребенка оказать помощь окружающим его людям
  • Воспитание уважения к труду всех людей (акцентировать внимание ребёнка на связь труда других людей со сферами его жизни)
  • Похвала после каждого выполненного поручения (ощущение ребёнком вклада в общее полезное дело и стимул осуществления трудовой деятельности в дальнейшем)
  • Предпочтение эмоционального стимулирования материальному (выразите благодарность за выполненную работу, укажите на значимость труда ребёнка в выполненной работе)
  • Трудовые поручения со смыслом (объясните ребёнку, в чём смысл выполнения его работы для него и окружающих)
  • Чёткие инструкции (доступно объясняйте ребенку, что вы от него хотите)
  • Отказ от намёков, потому как ребёнок не поймёт их значения (спокойно попросите ребенка о конкретной помощи или дайте выбрать один из вариантов возможной работы)
  • Перевод случайных поручений в разряд каждодневных обязанностей (воспитание ответственности и укрепление чувства причастности к семейному коллективу)
  • Постепенное усложнение трудовых поручений (стоит проявлять терпение: не все навыки приобретаются сразу)
  • Каждая работа должна доводиться до конца, а качество выполнения поддерживаться на приемлемом уровне (иначе по мере взросления ребёнок может начать уклоняться от выполнения трудовых обязанностей или выполнять их некачественно)
  • Мальчики и девочки выполняют одну и ту же работу (не разделяйте труд на «мужской» и «женский»)
  • Различие понятий «можно», «надо», «нельзя» (проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу»; «нельзя» – значит нужно сдерживать желания, т.е. развивать самоконтроль и самоорганизацию)
  • Отказ от наказаний в пользу исправлений (допускать ошибки и неопытность ребёнка)
  • Внесение в труд элементов игры (стимулирование интереса)
  • Учёт индивидуальных и возрастных особенностей
  • Тактичная оценка результатов труда ребенка.

Самые частые ошибки родителей:

  • Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка («Отойди, ты все испортишь»)
  • Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами – даже то, что малыш в состоянии сделать сам
  • Приучение к труду силой (родители не только дают слишком много работы, но и заставляют делать все идеально). У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду
  • Нежелание родителей помогать (мнение, что малыш должен до всего доходить «своим умом»). Это ведет к отставанию от сверстников.
  • Основная причина, сдерживающая привлечение детей к труду – длительная опека (родители берут всю работу на себя)

Подготовила педагог-психолог Тарасевич К.А. с использованием интернет источников.

свернуть

Мир ребёнка без насилия

Физические наказания – явление, распространенное во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их или причинять им телесные повреждения. Они намерены «серьезно» наказать ребенка. Здесь уместно заметить, что словесные оскорбления, грубые слова, постоянные придирки, насмешки способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
развернуть

Практика показывает, что телесные наказания не всегда вызваны поведением ребенка, часто они являются следствием состояния родителей. Взрослые нередко угнетены житейскими обстоятельствами, чувством одиночество, отсутствием помощников в нелегком деле воспитания детей, тяжестью ответственности. Иногда они озабочены проблемой заработка, состоянием здоровья, отношениями с другими людьми – и эти проблемы проявляются во вспышках гнева по отношению к детям. В такой ситуации удары не наказание, не воспитательная мера, а следствие истерики, долго копившегося напряжения.

Результаты телесных наказаний:

  • Телесные наказания причиняют вред ребенку и практически не приносят никакой пользы.
  • Подобная мера воздействия действует только в течение короткого времени – оно, возможно, и разряжает обстановку, но не улучшает поведение ребенка вообще.
  • Чаще всего оно приводит к противоположным результатам: ребенок чувствует себя униженным и, «отбыв» наказание, возвращается к прежнему поведению.
  • Систематические физические наказания вырабатывают у ребенка своего рода «иммунитет», и побои перестают приводить его «в норму».
  • Ребёнок видит в битье способ излить накопившийся гнев и разрешить проблему. Он учится прибегать к драке в минуту гнева.
  • Ребёнок привыкает к тому, что можно снять напряжение, подняв на кого-то руку. Он уже считает возможным применять силу над более слабым.

Альтернативы:

  • Для душевного равновесия и правильного поведения ребенку необходимы четкие рамки и ясные правила. Он учится определять эти границы, принимая требования родителей и подражая их действиям
  • Подбирайте наказание в соответствии с поведением ребенка. Наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Чтобы найти наказание, логически соответствующее поступку ребенка, необходимо задать себе вопрос: «Как надо действовать, чтобы ребенок понял, какого поведения от него ждут?»
  • Объясняйте ребёнку отрицательную сторону им содеянного. И объясняйте так, чтобы, несмотря на возраст, он это понял и сделал верные выводы
  • Хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете на их ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в их сознании представление о правильном действии
  • Старайтесь научить ребенка осознавать и исправлять неправильный поступок
  • Высказывайте свое отношение к неподобающему поведению ребенка ясно и недвусмысленно
  • Разговаривайте с детьми в тоне уважения и сотрудничества
  • Вовлекайте ребенка в процесс принятия решения
  • Старайтесь избегать пустых угроз
  • Желательно, чтобы дети имели возможность выразить свое недовольство или даже возмущение, когда они должны подчиниться правилам, которые им не по вкусу
  • Воздерживайтесь от шлепков, криков, угроз и оскорблений – они могут только усилить в ваших детях неприязнь, ненависть и чувство протеста
  • Старайтесь не выражать предпочтение одному из детей
  • Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать
  • Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубости в стиле «гадкий, злой, бестолковый» и т.п.; оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил
  • Учитесь «расшифровывать» поведение ребенка, чтобы понять его потребности.
  • Разрешайте ребенку проявлять свои чувства помогая выразить их в приемлемой форме
  • Не воспитывайте ребенка на расстоянии. Подойдите к ребенку поближе, остановите его, опуститесь до уровня его головы, возьмите за плечи или за руки и скажите, глядя ему в глаза, то, что хотите
  • Не заставляйте ребенка чувствовать себя постоянно виноватым, не позволяйте верить в то, что он достоен родительской любви лишь тогда, когда ведет себя хорошо
  • Откажитесь от приказов, стремитесь объяснять ребенку причину запретов и отказов

Как сдержаться если…?

  • Отвлекитесь на короткое время, пойдите в другую комнату, может быть, даже выйдите из дома (по возможности). Объясните ребенку свои действия, расскажите о своих чувствах, когда вернетесь домой
  • Если позволяют обстоятельства, заставьте себя отключиться и попробуйте расслабиться, займитесь каким-либо физическим трудом, примите душ (ванну), вымойте посуду или, наконец, подержите руки под краном с водой, умойте лицо
  • Поскольку вы знаете своего ребенка и предвидите, в связи с чем могут возникнуть конфликтные ситуации, пытайтесь избегать их, а спокойные минуты старайтесь не использовать для бесед с ребенком на “острую” тему и для развития у него конструктивного отношения к проблеме
  • Если вы чувствуете, что нуждаетесь в консультации и поддержке, это не свидетельствует о вашей слабости

Подготовила педагог-психолог Тарасевич К.А. с использованием интернет источников.

свернуть

Самооценка ребёнка дошкольного возраста

Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.
развернуть

В дошкольном возрасте происходит формирование новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения, поэтому старший дошкольный  возраст является очень важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки.

В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" - "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" - "каким бы я хотел быть").

Основные факторы формирования самооценки:

  • Оценка значимого взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.
  • Общение со сверстниками. Обмениваясь оценочными воздействиями, у дошкольника возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.
  • Результативные виды деятельности, где результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка. В разных видах деятельности самооценка разная.

Виды самооценки ребёнка

Есть 3 варианта результата исследований самооценки: адекватная (но это большая редкость для детей), заниженная или завышенная.

ЗАВЫШЕННАЯ

Такие дети чрезмерно уверены в себе и, как правило, чрезмерно самостоятельны. Правила общества для них не писаны и только они могут решать, как поступить. Ребенок с завышенной самооценкой не нуждается даже в советах родителей и сам знает, как поступить. Готов браться за самые сложные задачи, тем самым рискуя потерпеть неудачу, так как неадекватно оценил силы. Такие дети всегда должны быть первыми и их стремление похвально, главное не переходить черту.

ЗАНИЖЕННАЯ

В младшем школьном возрасте нередко самооценка ребенка занижена. Малыш отказывается от сложных заданий, сомневаясь в собственных силах. Ребенок сознательно отказывается от высокой оценки, потому что не уверен в себе. Это влечет более серьезные проблемы за собой. Например, замкнутость, проблемы в общении со сверстниками. Ребенок сознательно занижает свою планку, вот почему так важно хвалить малыша и не просто так, а за достижения.

АДЕКВАТНАЯ

Такие дети коммуникабельны, активны и им нравится учиться. Сложные задачи их не пугают. Если с заданием справиться не удалось, они адекватно воспримут критику и примут к сведению все сказанное учителем. Обычно к таким деткам тянется весь коллектив, так как они умеют заинтересовать и организовать сверстников.

Что делать, если у ребенка завышенная самооценка?

  • Привлекайте его к выполнению обычных, домашних дел, которые ему под силу (полить цветы, сложить игрушки и т. д.)
  • Не перехваливайте — не стоит восхищаться умением кушать ложкой, но необходимо отметить, что он сделал это аккуратно
  • Хвалите за проявление инициативы
  • Показывайте пример адекватной оценки собственных неудач и успехов
  • Не сравнивайте малыша с другими, сравнение проводится только в динамике (сегодня ты лучше, чем вчера)
  • Проводите с ребёнком много времени
  • Проявляйте искреннюю заинтересованность в его жизни

Что делать, если у ребёнка заниженная самооценка?

  • Найдите ребёнку занятие, которое будет ему по душе
  • Показывайте, что гордитесь им
  • Поощряйте небольшие достижения
  • Научите отстаивать собственную точку зрения и обосновывать решения
  • Объясните, что невозможно нравиться всем
  • Используйте прием сравнения, который показывает каким «неумехой» малыш был раньше и как много он умеет на сегодняшний день.
  • Поясните ребёнку, что стоит думать о себе, разумеется, не в ущерб другим.

Развитие адекватной самооценки

  • Пользуйтесь следующими фразами: «Твоя жизнь состоит не только из твоих успехов» — показывает, что важно стремление к чему-то, а не только результат. «Ошибиться не стыдно, хуже — ничего не делать» — неудача может постичь каждого, неправильный выбор — это вполне нормально. Важно — не сдаваться. «К сожалению, несправедливость тоже бывает» — не все складывается так, как мы этого хотим, но не стоит оставлять попытку чего-то добиться.
  • Не сравнивайте способности одного ребенка с другими. У каждого есть свои таланты и желания, которые должны быть реализованы в жизни.
  • Не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось. Лучше спокойно объясните, что нужно для достижения успеха. Все неудачи исправимы.
  • Общайтесь с ребенком, обсуждайте его достижения. Именно таким образом растет самооценка детей дошкольного возраста. Стоит пояснить ребенку, что нет ничего страшного в ошибках, все взрослые проходят через взлеты и падения. Главное давать правильную оценку себе, анализировать ситуацию и делать выводы.
  • Если малыш обращает внимание на свою внешность и сравнивает себя со сверстниками, не упустите этот момент и не дайте ему обзавестись комплексами.
  • Не создавайте завышенные условия. Не давайте ребёнку работу, не привлекайте к занятиям, с которыми он не сможет справиться. В обратном случае он разуверится в своих способностях и в самом себе.
  • Не навязывайте ничего насильно, лучше помогите определиться с желаниями, и, если особых талантов нет, хвалите его за хорошие отметки, ведь это его труд. Только не сравнивайте с другими в его пользу, это может сказаться негативными последствиями в будущем.
  • Создавайте ситуации успеха на основе преодолевания трудностей. Преодолевая трудности, малыш научится себя уважать и любить.
  • Оценивайте способности малыша трезво. Не бывает людей успешных во всех направлениях.
  • Хвалите ребенка. Для большинства детей похвала – это самая большая мотивация. Хвалите своего ребенка за результат чего-либо. Малыш будет покорять новые и новые вершины ради заветных слов мамы и папы: «какой же ты молодец», «мы гордимся тобой», «так держать».
  • Уважайте личное пространство. Для малыша важно, чтобы близкие люди ценили его мир. Бережно относитесь к личным вещам и игрушкам ребенка. Пусть он понимает, что его любят, ценят и уважают.
  • Не критикуйте личность. Не ругайте и не кричите, если не все получается с первого раза. Лучше помогите преодолеть трудности и вместе радуйтесь успехам и достижениям.

САМООЦЕНКА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

  • Постарайтесь найти такому малышу друзей по интересам. Ребенок, занимаясь любимым делом, поймет свою важность и ценность. А еще не забывайте напоминать ему о том, какой он молодец.
  • Важно как можно больше говорить с ребенком о том, что не все дети рождаются с одинаковыми возможностями, и от этого никуда не уйти, нужно учиться с этим жить.
  • Важно найти занятие, которое бы поднимало самооценку, отвлекало его внимание. Когда дети с ограниченными возможностями развивают свои таланты, то они чувствуют себя нужными обществу.
  • Цените своего ребёнка и показывайте ему, что ваша любовь не зависит от того, какой он.

Подготовила педагог-психолог Тарасевич К.А. с использованием интернет источников.

свернуть

Разный темперамент - разные дети

Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденны, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение человека.
развернуть

Изменить эмоциональные реакции и поведение импульсивного ребенка, переделав его в «тихоню», невозможно, да и ни к чему — у каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки. Родителям важно знать сильные стороны темперамента своего ребенка, чтобы помочь ему адаптироваться, успешно общаться, осваивать новые знания и пр.

В чистом виде темпераменты встречаются редко, в основном они «смешанные»: у человека проявляются черты сангвиника и флегматика, холерика и сангвиника; но все же преобладает один тип.

ФЛЕГМАТИК

Главные черты:

  • Выполняет поручения родителей, послушен
  • Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный
  • Усидчивый и дисциплинированный
  • Позже всех начинает ходить
  • Только личные нужды побуждают к каким-либо действиям
  • Не формируется сам по себе избирательный интерес (выполняет задания старательно, но всё это происходит безынициативно)
  • Не может рационально распределять время
  • Работает в стадии «засыпания» и «просыпания» - циклично
  • Склонен к полноте
  • Мимика и жесты сдержаны, маловыразительны, речь медленная, спокойная
  • В выполнении заданий чрезвычайно медлительный
  • В своих интересах достаточно постоянный
  • Легко принимает четкий и жесткий режим дня
  • Не любит шумных игр, предпочитает спокойные
  • Не любит интенсивного общения со сверстниками
  • Может долго принимать решения, но, единожды приняв, вряд ли их поменяет
  • Аккуратен, внимателен
  • Мало двигается
  • Мало фантазирует
  • Много ест, не привередлив
  • Неохотно сходится с новыми людьми
  • Отрицательно реагирует на нарушение принятых в семье правил поведения
  • Отрицательно реагирует на ситуации, требующие немедленного решения
  • Не находчив
  • С трудом осваивает новое и переключается с одного занятия на другое
  • Очень настойчив, упрям
  • Может долгое время работать не утомляясь
  • Любит порядок и добротность во всем
  • Энергично добивается своего, если что-то не так
  • Самостоятельные решения принимать затрудняется, спокойно отдает право выбора другому
  • Хорошо развита долговременная память, но новое учит долго и с трудом
  • Чувства ровные, постоянные и глубокие
  • Всё делает обстоятельно, преодолевая все препятствия к достижению цели
  • Очень предан своим близким и друзьям
  • Не по возрасту миролюбив, по возможности уходит от борьбы, предпочитая не рисковать
  • Засыпает быстро, разбудить его непросто: капризничает, ноет, после сна ходит вялый
  • Практически невозможно переучить
  • Не стремится к лидерству
  • Редко обижается, но если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком
  • Не любит рисковать
  • Редко плачет
  • Не требует к себе внимания
  • Другие дети с трудом к нему приспосабливаются, и он сам плохо сходятся с другими детьми
  • Предпочитает играть один
  • Нередко рассеян

Советы родителям:

  • Основной принцип - «не торопи».
  • Учите ребенка рационально распределять время
  • Не давите на него, т.к. под давлением со стороны взрослых он лишь становится еще неповоротливее и пассивнее
  • Не ругайте ребёнка за нерасторопность, особенно при других людях
  • Хвалите ребёнка (он очень нуждается в одобрении)
  • Развивайте интерес к движениям (играйте с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость)
  • Постепенно вырабатывайте способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой
  • Стимулируйте малыша к проявлению инициативы
  • Развивайте творческие интересы и познавательную активность, интерес ребёнка
  • Учите ребенка полнее выражать свои эмоции и чувства: если ему грустно, не запрещайте плакать, если ему радостно, разрешите радоваться в полную силу и пр., почаще рассказывайте ему о том, что переживают другие люди в различных ситуациях
  • Привлекайте ребенка к совместной деятельности
  • Целенаправленно развивайте у ребенка навыки общения
  • Не используйте окрики и угрозы, желая заставить действовать быстрее
  • Давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения.
  • Старайтесь выводить его «в люди»: в музеи, на выставки, в театр — пусть пополняет свой эмоциональный опыт
  • Побуждайте к любым проявлениям активности, поощряйте его подвижность
  • Поддерживайте дружбу с детьми холериками или сангвиниками, это научит его быть более быстрым
  • Старайтесь развивать его воображение, фантазию, занимаясь музыкой, лепкой, рисованием, аппликацией
  • Давая работу, отдавайте предпочтения заданиям на результат, а не на время
  • Не слишком рано отправляйте спать на ночь, не давайте пересыпать днем, пусть больше двигается

ХОЛЕРИК

  • Лидер
  • Творческий
  • Высокий уровень адреналина
  • Достигнутая цель теряет свою привлекательность и интерес к ней исчезает, теряет свою ценность
  • Истеричен, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу)
  • Не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения
  • Решителен, уверен в себе, настойчив и бесстрашен, любит риск и приключения
  • Увлекшись каким-либо занятием, заражает им других
  • Экспериментатор
  • Не боится трудностей, упорен в их преодолении
  • Всегда знает, чего хочет
  • Если поставил перед собой цель, обязательно ее достигнет
  • Изобретателен
  • С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других.
  • Часто бывает вспыльчив и агрессивен
  • Злопамятен
  • Многое зависит от воли, которая очень развита
  • Энергичен, непоседлив, импульсивен, не сдержан
  • Выразительная мимика
  • Со сверстниками часто ссорится, даже дерется, доказывая свою правоту силой, а не разумными доводами
  • Любит играть в подвижные игры, часто достаточно агрессивные
  • Спит мало, просыпается рано, засыпает с трудом (ото сна отвлекают впечатления прожитого дня)
  • В еде неразборчив, ест «на лету», «кусочничает»
  • Непоседлив, шаловлив, шумливый, суетливый, непослушный
  • Речь отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна
  • Движения стремительные, резкие, энергичные
  • Новую информацию он усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы
  • Не умеет ждать и подавлять свои желания
  • Невнимателен
  • Не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности.
  • По натуре командир
  • Легко адаптируется к непривычной обстановке
  • Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет одобрения
  • Переживания очень сильны, ярко выражены, эмоции имеют крайние проявления: не плачет, а рыдает, не улыбается, а хохочет
  • Ситуации, в которых надо сдерживать себя, вызывает чувство протеста
  • Навыки формируются долго
  • Испытывает трудности в переключении и концентрации внимания
  • Часто нарушает хорошо известные ему правила поведения

Советы родителям:

  • Основной принцип - «ни минуты покоя»: поддерживайте и направляйте кипящую энергию ребенка на полезные дела
  • Кропотливо приучайте ребенка доводить до конца начатое дело
  • Контролируйте бурные проявления ребенка, в этом помогают спокойные игры, выбор интересного хобби, занятия спортом
  • Ограждайте малыша от того, что явно перевозбуждает его нервную систему
  • В связи с повышенной чувствительностью обращайтесь с ребенком мягко
  • Используйте спокойное, тактичное требование, а не уговоры
  • Целенаправленно воспитывайте усидчивость
  • Учите конструктивным способам выражения агрессии, умению владеть собой
  • Учите его исправлять последствия своей импульсивности
  • Вырабатывайте сосредоточенность, усидчивость - учите соблюдать правила общения (говорить спокойно, ждать своей очереди, считаться с желаниями других)
  • Приветствуйте дружбу с ребенком сангвиником или флегматиком
  • Не запрещайте ребенку быть активным
  • Учите его договариваться со сверстниками, когда важно не только самому говорить, но и уметь выслушивать других детей
  • Устанавливайте четкие законы поведения (не очень много запрещайте), которые должны соблюдаться всеми
  • Учите ребенка проигрывать, думать над своими поступками
  • Занимайте ребенка спокойными играми, совершенствующими наблюдательность и внимание
  • Учите его всегда быть настойчивым и сдержанным, рассчитывать силы и обдумывать решения

МЕЛАНХОЛИК

  • Заниженная самооценка
  • Трудности в коммуникации
  • Отвергает помощь
  • Эмоционально очень чувствителен и легко раним
  • Любые эмоциональные переживания длятся долго и мешают сосредоточиться на каком-либо деле
  • Хорошо чувствует эмоциональное состояние других людей, определяя его по мимике, жестам, интонациям
  • Очень нуждается в поддержке и похвале близких
  • Из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками
  • Обидчив
  • Настороженно относится ко всему новому
  • Болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения
  • Малоактивен, движения его слабые, быстро утомляется
  • Речь тихая и неторопливая
  • Богатый внутренний мир: когда он не играет, чаще бывает задумчивым, грустным.
  • Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым
  • Очень впечатлителен и болезненно чувствителен к мелочам
  • С трудом включается в игры других детей, пугается чужих
  • С теми, кого любит – добрый, мягкий, доверчивый
  • Рассудительный и серьезный
  • Не любит играть в подвижные игры
  • Разборчив в еде
  • С трудом переключается на другой вид деятельности
  • Засыпает поздно, но без особых проблем, в кровати любит размышлять и фантазировать, утром встает плохо, в хмуром настроении
  • Любит тепло, не любит спорт, соревновательные игры
  • Часто встречается застенчивость, нерешительность, робость
  • Очень медленно учится, потому что боится нового, везде ему мерещатся трудности и опасности, при возникновении проблем сразу опускает руки.
  • Исполнителен и старателен
  • Не публичен, отказывается выступать, не любит привлекать к себе внимания
  • Мягкий, добрый, доверчивый, открытый и послушный
  • Нерешителен
  • Всего боится, особенно незнакомых людей и новой обстановки
  • Часто замыкается в себе
  • При общении стремится быть в тени, малоинициативен, в конфликтных ситуациях теряется
  • Склонен зацикливаться на неудачах, болезненно реагирует на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию
  • Мнителен, часто волнуется по пустякам. Большое значение придает мелочам.
  • Знания ему даются с трудом, из-за недостаточной активности внимания постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном
  • Любая деятельность, в том числе игра, для него - работа, от которой он быстро устает
  • С трудом переходит от одного вида деятельности к другому
  • Настроение изменчиво, движения скованы и часто суетливы
  • Речь тихая, но интонационно выразительная
  • Долго готовится ко сну, плохо засыпает и с трудом просыпается
  • С трудом делает самостоятельный выбор, не может постоять за себя
  • Редко спорит, чаще подчиняется мнению более сильных сверстников
  • Легко переносит одиночество
  • Нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил
  • Предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений
  • Нередко подвержен страхам
  • К общению со сверстниками не стремится, инициативы в общении не проявляет
  • Шумные сверстники его утомляют
  • Предпочитает одиночные игры
  • С огромным трудом входит в коллектив, с трудом отрывается от мамы, медленно привыкает к режиму, долго плачет, отказывается от игр, не разговаривает

Советы родителям:

  • Основной принцип - «не навреди». Ласка, мягкость такт – вот что ему нужно
  • Считайтесь с ранимостью психики ребенка – не кричите и не давите на него, свое недовольство выражайте ровным уверенным голосом
  • Чаще хвалите и не скупитесь на проявление искренних слов. Знайте, что у этого ребенка особая интуиция, и ему жизненно необходимо ощущать, что его любят
  • Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения
  • Никогда не делайте своему ребенку замечания на людях, не обзывайте его – это провоцирует развитие серьезных комплексов
  • Чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь, гладьте его
  • Помните о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов – не перегружайте его развивающими заданиями, длительными играми или поездками, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы
  • Старайтесь избегать любых ситуаций соревнования
  • Избегайте в общении с ребенком приказов, т.к. они только замедляют его деятельность
  • Развивайте самостоятельность, давая ребенку посильные поручения
  • Прицельно развивайте активность, общительность, смелость, инициативность
  • Не пугайте и не запугивайте
  • Своевременно помогайте избавиться от страха, для этого обсуждайте с ребенком его чувства. За страхи никогда не высмеивайте
  • Создавайте дома спокойную, доброжелательную психологическую атмосферу
  • Создавайте для ребёнка постоянную возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел.
  • Не повышайте голос, не проявляйте чрезмерную требовательность, не подчеркивайте недостатки. Следует говорить мягко, но уверенно, использовать эмоциональную поддержку, высказывать одобрение
  • Развивайте общительность, стремление к активности, умение преодолевать трудности. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь от тревожных мыслей
  • Учите делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что надевать и есть и т. д.).
  • Не стоит играть в игры-соревнования на скорость, ловкость и быстроту. Лучше занимайтесь рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием
  • Развивайте стремление к активности, умение преодолевать трудности
  • Помогайте одерживать маленькие победы над своей застенчивостью: познакомился на площадке со сверстником, взял из рук продавца покупку.
  • Предоставьте ребенку самостоятельность, не спешите все решать и делать за него

САНГВИНИК

  • Дружелюбный, общительный и жизнерадостный
  • Лидер, но за власть не борется
  • Хорошо развито ассоциативное мышление, быстро переходит из одной области в другую
  • Абсолютный оптимист
  • Сталкивается с непониманием окружающих
  • Многогранен
  • Активный манипулятор
  • Никогда не ходит один, всегда в окружении других детей
  • Может заниматься несколькими делами сразу
  • Жизнерадостный, подвижный, легко увлекается новой игрой
  • Любит смену впечатлений
  • Быстро заводит друзей, может быть инициатором разных детских забав
  • Любознателен и умеет сдерживать свои эмоции
  • Легко учится, схватывая все на лету
  • Интересуется самим процессом, а не результатом
  • Выразительная мимика, энергичная жестикуляция, быстрая речь
  • Не злопамятен
  • Может быстро переключаться с одного занятия на другое, но если ему интересно – может заниматься одним делом, не отвлекаясь и не утомляясь
  • Любит как подвижные игры, так и спокойные
  • Добрый, не жадный
  • Может быть неаккуратным, несобранным, рассеянным
  • В общении приятен
  • Любит фантазировать
  • Преобладающее настроение – веселое, жизнерадостное
  • Самостоятелен и настойчив при заинтересованности
  • Способен сдерживать проявление чувств
  • Склонен обдумывать свои действия и поступки
  • Легко привыкает к новой обстановке, приспособится к тому, к чему никто не сможет приспособиться
  • Находит общий язык с детьми и взрослыми
  • Быстро усваивает правила поведения, послушен
  • Обычно быстро засыпает, спит хорошо, просыпается с улыбкой
  • Печалится редко, легко поднять ему настроение
  • Покладист, уравновешен и рассудителен, открыт и разговорчив
  • Любит всё новое
  • Охотно идёт на компромисс
  • Не боится трудностей и легко переживает неудачи
  • Хорошо приспосабливается к непривычной обстановке
  • Любознателен
  • На наказания реагирует спокойно, совершенно незлопамятен и неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться
  • Эмпатичен
  • О наказаниях быстро забывает, переносит их легко
  • Речь сопровождается импульсивными жестами и богата словами
  • Высокая работоспособность
  • Распыленность интересов
  • Несобранность, небрежность, непостоянство

Советы родителям:

  • Основной принцип - «доверяй, но проверяй». Всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому обязательно проконтролируйте
  • Обращайте особое внимание на качество деятельности, не допускайте поверхностного выполнения заданий
  • Приучайте доводить начатое дело до конца
  • Хвалите только заслуженно, т.к. сангвиник склонен к зазнайству
  • Формируйте устойчивые привязанности, интересы
  • Общайтесь с ребенком весело, с юмором, в духе легкости, т.к. этот стиль взаимодействия ему больше всего близок
  • Помните о том, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником легкомыслия и непостоянства.
  • Обеспечьте доступ к разным видам деятельности, не загружайте неинтересной монотонной работой
  • Учите внимательно относиться к сверстникам, считаться с мнением других,
  • Поддерживайте отношения ребенка с одним - двумя друзьями, иначе у него будет много приятелей и ни одного друга
  • Делайте основной упор в занятиях на умение сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца
  • Поощряйте настойчивость, старательность и целеустремленность и постепенно повышайте планку требований, добиваясь устойчивости и результативности
  • Не ругайте ребенка за рассеянность, несобранность и неаккуратность. Чаще хвалите, если аккуратно выполнил аппликацию или сложил за собой все игрушки
  • Обсуждайте отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте задуматься о том, что его поведение может обидеть или обрадовать окружающих
  • Простите ему непостоянство — это не порок, а особенность темперамента
  • Учите доводить начатое дело до конца

Подготовила педагог-психолог Тарасевич К.А. с использованием интернет источников.

свернуть

О половом воспитании дошкольников

Судьба ребенка, его становление во многом зависят от того, насколько тактично и правильно смогут взрослые дать ему представление о половых отношениях людей.
развернуть

Для начала следует разобраться в некоторых наиболее важных понятиях.

Пол – комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку).

Половое воспитание – комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни.

Половое развитие – результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей – членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли.

Психические и физические отличия

Девочки

- более раннее созревание общих и психических функций, лучшее развитие способности отличать, большая чувствительность к запахам, терпимость к боли, более тонкая тактильная чувствительность большая подвижность пальцев рук;

- игровые объединения их более устойчивые, отдают предпочтение совместным играм, общение выборочное;

- они более активные и аккуратные, поэтому взрослые их чаще хвалят, они получают больше положительных оценок;

- склонность, к опекунской деятельности (ухаживать, нянчить, заботиться), они любят поучать, наставлять, критиковать сверстников;

- повышенный интерес к своей внешности, они более чувствительные к ее оценке другими, сильней реагируют на мнение других людей, более зависимы от чужого мнения.

 

Мальчики

- ходят они быстрее, чем девочки, владеют большим потенциалом физической силы: динамичные, выносливые;

- лучше применяют свои знания в новых условиях, успешнее справляются с числовыми манипуляциями, и пространственными заданиями, отдают предпочтение новым путям в игровых и жизненных ситуациях;

- больше времени отводят одиночным играм, интересы их сосредото­чены на технике, на играх-соревнованиях, строительных играх, иг­рах в войну;

- более активные, чаще нарушают дисциплину, шумят, менее склонны придерживаться установленных рамок, границ;

- ярко выражена склонность к преобразовательной, конструктивной деятельности; интерес к инструментам, орудиям труда, разнообраз­ным машинам и механизмам.

 

Развитие полоролевого самосознания. В раннем возрасте должна осуществляться половая идентификация, т. е. осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному полу и освоение соответствующей программы поведения. Уже в шесть-семь месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, то есть пол людей, по внешнему виду, фиксируя их различия в том числе и по половому признаку. На втором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя «Я», знает, кто он: мальчик или девочка. Но в этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос. Старшие дошкольники ищут объяснение в наличии силы, характере игр.

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте осуществляется половая социализация, элементарное образование по вопросам деторождения, формирование у дошкольников образа тела. Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери – прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника – отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка – наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. При отсутствии одного из родителей, например отца, важно, чтобы в той или иной мере его замещал другой взрослый – родственник, друг, воспитатель. Отстранение отца от воспитания детей и перекладывание этой роли только на мать приводит к тому, что их сыновья не готовятся к исполнению мужской роли, отцовских обязанностей, нередко усваивают "женский тип" поведения (феминизация). Иногда мальчик, воспитываемый без участия отца, усваивает агрессивный, жестокий тип поведения как противоположность женскому. Девочки, воспитанные без отца, не имеют правильного представления о мужественности, оно нередко искажается не без усилий матери, которая свой горький личный опыт обобщает и распространяет на всех мужчин.

Основные направления деятельности родителей по воспитанию будущего семьянина:

- формирование у детей понятия значения семьи, важности и необ­ходимости для человека;

- формирование точного представления о содержании семейных ролей, взаимодействиях между членами семьи;

- воспитание любви к родителям;

- подготовка мальчиков к роли отца и мужа, девочек - матери и жены;

- приучение детей к участию в семейных делах.

Современные тенденции

Эмансипация женщин, борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой, общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные роли представителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился традиционный стандарт мужественности (мужчине предписывались активность, сила, уверенность, властность, сдержанность, предприимчивость) и женственности (от женщины ожидали мягкости, слабости, покладистости, зависимости, пассивности, эмоциональности). Если раньше распределение ролей и набор «мужских» и «женских» качеств были полярными (властность – подчинение), то сейчас все большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость и взаимопомощь. Поэтому родителям и педагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее. Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество «общих», т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными.

Правила общения на «взрослые» темы

  • Когда ребенок обращается к родителям с вопросами на половые темы, уклоняться от ответа не стоит. На вопрос полового характера дети часто слышат от взрослых ответ: «Еще мал, вырастешь - узнаешь!», который не только не гасит детский интерес к этой теме, а, наоборот, становится определенным катализатором, подогревая ее. Ведь недосягаемое, таинственное почти всегда усиливает интерес. А ответы: «отстань», «не мешай мне со своими дурацкими вопросами», «я занят, потом», «будешь спрашивать глупости, накажу» вызывают только отчуждение ребенка от взрослого, приводят к потере детского доверия.
  • Проявлять инициативу и самим начинать говорить с ребенком на эти темы - огромная ошибка. Все надо делать вовремя! Разговаривать с ребенком на «взрослые темы» следует только в том случае, если это его действительно интересует, и он не может самостоятельно найти ответы на свои вопросы.
  • Половое воспитание лучше начинать не с вопросов о сексуальности, а с вопросов о гигиене, когда ребенок учится заботиться о своем теле самостоятельно. Это повод предотвратить «неудобные» вопросы и научить его называть своим словами все части тела (вульва у девочки, пенис и яички у мальчика).
  • По мере взросления ребенка можно добавлять информацию о том, как функционирует тело человека.
  • Наиболее распространённая ошибка родителей - желание предупредить осознание ребёнком элементов сексуальности, хотя дети, как правило, не вкладывают в свои вопросы того содержания, которое вкладывают в них взрослые. Дошкольнику не нужны конкретные рассказы о физической и эмоциональной стороне половых взаимоотношений. Надо только удовлетворить любопытство малыша на уровне его понимания.
  • Если родители не боятся любых детских вопросов, всегда находят правдивый ответ, делают это в доступной для ребенка форме, не унижая его достоинства, они могут рассчитывать на постоянный контакт с малышом и на то, что те примут их советы и помощь.
  • Например, Рудольф Нойберт в книге «Что я скажу своему ребенку» пишет, что на вопрос «Почему я мальчик, а сестренка - девочка?». Следует ответить сыну, что он родился таким, как папа, а дочь - как мама. Если малыш спрашивает: «Где берутся дети?» - Следует ответить: «Дети появляются и живут в теле матери». На вопрос «Как я вырос?» - Ответить: «Из крошечного зернышка, которое всегда было в животе у мамы». В случае, когда малыш спрашивает: «Как рождаются дети?», можно использовать такую ​​возможную форму ответа: «Из специального отверстия, которое при рождении становится большим».
  • Много волнений и тревог возникает у родителей в связи с так называемыми "сексуальными" играми детей. Это вполне обычное явление, и вреда детям не приносит. Наоборот - такие игры являются показателем нормального развития ребёнка, так как они содержат элементы познания окружающего мира, а также своего тела.
  • В последнее время появилось много литературы, назначение которой - познакомить малышей с вопросами рождения детей. Взрослые должны осмотрительно и вдумчиво подходить к выбору таких книг. Некоторые издания излишне информативны, а трехлетнему малышу много вещей действительно еще рано знать. Кроме того, сам по себе этот вопрос деликатный и очень важно, и о нем, пусть даже с помощью иллюстраций, поведают близкие люди. Не стоит оставлять ребенка наедине с такой книгой. Лучше рассмотреть, почитать ее вместе.
  • Если ребенок употребляет непристойные слова, лучше спокойно объяснить ему их значение, после чего объяснить, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Например: «Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова» или «Это не лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь». Злость или шутки по поводу употребления ребенком непристойных выражений обычно провоцируют его повторять свои эксперименты с ненормативной лексикой.
  • Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что необходимо научить ребенка говорить «нет» взрослым. Ребенку следует объяснить, что некоторые взрослые могут вести себя неправильно, не надо бояться отказываться идти с ними, и всегда следует рассказывать родителям о таких "предложениях" со стороны знакомых или незнакомых людей.

Подготовила педагог-психолог Тарасевич К.А. с использованием интернет источников.

свернуть

Безопасность детей летом

Подготовила педагог-психолог Тарасевич К.А. с использованием интернет источников.

Какие игрушки нужны детям

Подготовила педагог-психолог Тарасевич К.А. с использованием интернет источников.

Здоровый образ жизни ребёнка

Подготовила педагог-психолог Тарасевич К.А. с использованием интернет источников.

Поговори со мною, мама!

Подготовила педагог-психолог Тарасевич К.А. с использованием интернет источников.

Скоро в школу

Подготовила педагог-психолог Тарасевич К.А. с использованием интернет источников.

Психологическая поддержка выпускников детского сада

Подготовила педагог-психолог Тарасевич К.А. с использованием интернет источников.

Советы родителям будущих первоклассников

Подготовила педагог-психолог Тарасевич К.А. с использованием интернет источников.

О гиперактивности и гиперопеке детей

Подготовила педагог-психолог Тарасевич К.А. с использованием интернет источников.