Советы учителя-дефектолога

Советы

Как родителям правильно заниматься со своим ребенком с нарушением речи

Памятка

Что такое фонематический слух и как его развивать

7 игр по дороге домой

Консультация " ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ"

    Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста. Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта.

   Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития ребенка она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков использования инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.

    Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Они способствуют формированию связной речи. А детям дошкольного возраста характерно нарушение связности изложения, смысловые пропуски, трудности в передаче содержания знакомой сказки. В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, разрешения конфликтной ситуации до выхода ребенка из игры.

   Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Уже в раннем возрасте у ребенка с появлением новых слов возникает потребность называть предметы, делиться своими переживаниями и постепенно речь начинает сопровождать игру, дополнять действия ребенка.  В более старшем дошкольном возрасте иногда целые игровые эпизоды создаются с помощью слова.

   Опыт накапливается ребенком именно в игре. Особую роль в речевом развитии детей отводят словесным и дидактическим играм. Игры и занятия с детьми, которые мало говорят, содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит.

ПЕРЕЧЕНЬ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ.

Игра «Солнце-дождик» 

Игра проводится с целью формирования речевой активности, звукоподражаний, развития навыков общения. Игра проводится с группой детей. Взрослый предлагает детям погулять по лесу, греясь на солнышке, поясняя Что может начаться дождик, показывая большой зонт, сообщая, что под ним можно скрываться от дождика. Дети вместе со взрослым изображают прогулку по лесу (можно использовать фоновую магнитофонную запись с шумом леса): перешагивают через бурелом, оглядываются по сторонам, нюхают воображаемые цветы. Взрослый в это время постоянно произносит: « Солнце светит ярко. Уф, как жарко!», стимулируя детей к определенной мимики и междометия «Уф». В определенный момент взрослый восклицает: «Дождик» Все прячемся под зонтик»; раскрывает зонт. Когда дети спрячутся под зонт, взрослый по зонту барабанит пальцами , произносит звукоподражание «Кап-кап». Затем снова взрослый произносит: «Солнце! Дождя нет!  Игра проводится несколько раз.

Игра «Насекомые» 

По сигналу взрослого «Муха полетела», ребенок имитируя полет мухи, одновременно произносит звук «З». По сигналу взрослого «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук «Ж». По сигналу взрослого

«Прилетели» ребенок останавливается. Игра может использоваться при закреплении лексической темы.

Игра «Поезд»

По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит звук «У». Ребенку интереснее игра, сопровождающаяся  аудиозаписью шума  поезда.

Игра «Кораблики» 

Взрослый предлагает ребенку наперегонки погонять «кораблики» , изготовленные из разноцветных губок для мытья посуды. Дуть на губки нужно произнося звук «Ф»

Игра  «Обертки»

Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани, бумагу разной фактуры, увидев, что в обертке, Взрослый стимулирует ребенка к произнесению названий предметов.

 Игра «Птички»

Взрослый: « Прилетели птички и зачирикали (пальчики складывают в одну точку, создавая клюв птички). Покормим птичек : голубей(гули-гули), Уток (ути-ути). Прилетели птички: клюют зернышки. Все склевали и полетели. Полетели, полетели и на головку сели, на лобик. На подбородок, на локти, на колени, на ладошку. Покормим птичек: голубей (гули-гули). Уток (ути-ути).

Игра «воздушный шарик» 

В дверном проеме или на люстре подвешивается воздушный шарик на такой высоте, чтобы ребенок мог его достать, подпрыгнув. Взрослый показывает ребенку , как лопнуть шарик, произнося при этом:  «Опа!». Шарики взрослый и ребенок лопают по очереди.

Игра  «Взбиваем пену» 

Проводится с целью активизации, вызывания слов «пена», «вода». «мыло». Для игры понадобятся: таз с водой, венчик, баночка с жидким мылом, две пипетки, губка. Ведро, мыло( различных цветов и фактуры). Взрослый побуждает ребенка опустить руки в таз с водой, пошевелить ими,приэтом эмоционально произносит « Смотри, вот вода! Ах, какая теплая вода! Слово «вода» повторяется несколько раз с четкой утрированной артикуляцией, затем взрослый побуждает ребенка повторить слово вода по слогам и на распев. Взрослый вместе с ребенком берут пипетки, опускают их в жидкое мыло, взрослый несколько раз произносит «мыло», выделяя его интонационно: «смотри, мыло»Вот мыло! Это мыло! Понюхай мыло! Набери мыло в пипетку, затем побуждает ребенка в произношении слова «мыло». Понюхай мыло! Набери мыло в пипетку! Набранное мыло опускается в миску с водой. Взрослый показывает ребенку, как венчиком можно взбить пену, затем предлагает собрать пену губкой. По окончании игры, ребенку демонстрируются разные виды мыла, предлагается показать мыло разной формы, цвета, угадать разные виды мыла по запаху. Итогом занятия может стать демонстрация мультимедийной демонстрации презентации, включающей фотографии предметов, названия которых учились произносить.

Игра «Выжимаем губки» 

Проводится с целью сформировать навыки речевого подражания, стимулировать звукоподражания «кап-кап». Взрослый ставит на стол две тарелки, в одной из них вода, раскладывает губки разных цветов.. Он опускает губку в воду, опускает в пустую тарелку, произнося при этом звукоподражание «кап-кап». Затем взрослый предлагает ребенку выполнить это действие по инструкции: возьми желтую, красную, синюю губку (правой и левой рукой). Детям нравится эта игра, на таком эмоциональном фоне получается произнести звукоподражание. Когда ребенок сможет по подражанию произносить слова определенной слоговой структуры, можно повторять эту игру, стимулируя ребенка к произнесению слов: «вода», «губка», «капает».

Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки» 

Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие на нитку. Ребенку задают вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: « Что мы делаем?» - «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» - «Баба». Кто наденет мелкие бусы?» - «Мама». Кто подарит бусы?» - «Я».

Дидактические игры можно подразделить на несколько типов, но при всем этом разнообразие игр помогут тренировать память, слух, пополнять словарный запас.

Д/Игра «Путешествие в гости к весне».

 (Цели: развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность; закрепить знания о зимних явлениях в природе; формировать интерес к окружающему). Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Д/Игра «Вверх – вниз»:

(Цели. Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх – вниз, научить отчетливо произносить их).

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность.

Д/Игра «Кто я в семье?»

 (Цели: формирование представлений о родственных связях; учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка). Воспитатель в дошкольных учреждениях должны выбирать игры, направленные на определенную область развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития. Игра так же должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. Для формирования словаря я провожу дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром: «Помоги кукле постирать», «Уберемся в своей комнате», «Приготовим обед» «Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки» и др.

 Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие связной речи, зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Лото», «Логический поезд», «Где это я видел?» и др. Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Они основаны на принципе наглядности (изображения). С помощью парных картинок дети знакомятся с отдельными предметами (посудой, мебелью, животными, птицами, овощами и фруктами их качествами и свойствами).

Таким образом, игра оказывает огромное влияние на формирование речевой активности дошкольников. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей

 

Консультацию подготовил учитель-дефектолог Сосновская Т.Г. с использованием интернет-источников

свернуть

Консультация для родителей «Почему ребёнок говорит неправильно?»

«Почему ребёнок говорит неправильно?» 

     Часто родителей волнует вопрос - "Чем вызвано то или иное нарушение речи, если в семье никогда и ни у кого не было с этим проблем?" Данный материал поможет разобраться родителям и педагогам в этом вопросе и подойти более осознанно к совместной работе по преодолению речевых расстройств у детей. Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, они строго упорядочены и при произнесении звука язык занимает определенное место. При формировании звукопроизношения ребенок ведет поиск правильных положений языка Даже при небольшом отклонении языка в сторону звук получается неправильным.

   Мы рассмотрим причины речевых нарушений и "факторы риска", под которыми понимают условия, способствующие возникновению и развитию этих нарушений.

  1. Причины нарушения речи детей.

   Под причиной нарушения речи понимают внутреннее и внешнее воздействие на организм, которое определяет специфику речевого расстройства и без которого последнее не может возникнуть. Выделяют внешние причины и внутренние. Внешние (причины социального характера): 1. Недостаточное речевое общение, отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение. Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слушать звуки (магнитофон, телевизор), необходимо прямое общение со взрослым. Причины общения – это накопленные впечатления в игре, в детском саду, на экскурсии, после похода в театр, в цирк и т.д., в ходе прослушивания художественных произведений. Эти впечатления необходимо обсуждать с ребёнком, т.к. в это время ребёнок усваивает значение слов, и формируются связи их с образами предметов окружающей действительности. 2. Задерживают речевое развитие, а иногда и приводят к заиканию психологические травмы, разлука с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье. 3. Неправильная речь окружающих ребёнка людей. Неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, равно как и невнимание к его речи – частые причины дефектного звукопроизношения. Если ребёнок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки (например, «картавый» [р]), то он и следует этому образцу, формирует для себя эталон.

Отрицательную роль в этом плане играет и «двуязычие» в семье, когда в период становления звукопроизношения ребёнок постоянно слышит по разному артикулируемые звуки.

Нелепы случаи, когда правильно говорящие взрослые начинают сознательно «подлаживаться» под речь ребёнка и копировать его неправильное произношение, уподобляя свою речь речи маленького ребёнка. Благодаря этому ребёнок лишается правильного образца для подражания и утрачивает стимул для совершенствования своей речи.

С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку здесь отсутствует образец правильного произношения звуков речи. Во всех перечисленных случаях ребёнок имеет нормальный речевой аппарат, вполне позволяющий ему овладеть правильным звукопроизношением, однако ему мешает окружающая социальная среда. Внутренние (органические причины):

  1. Снижение биологического слуха. При снижении слуха (тугоухости) речь ребёнка развивается с отклонениями от нормы, в том числе и в отношении звукопроизношения. Поэтому, при малейшем подозрении на снижение слуха у ребёнка немедленно нужно обратиться за помощью к специалистам. Потому что от своевременности оказания помощи зависит дальнейшее состояние слуховой функции и речи ребёнка, а значит и вся его школьная судьба. 2. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи. Помимо снижения биологического слуха на формирование звукопроизношения отрицательно сказывается и нарушение слуховой дифференциации звуков речи, т.е. неспособность различать их на слух. В этом случае дети слышат хорошо, но некоторые похожие по звучанию звуки (например, С и Ц, Ч и Щ и др.) кажутся им одинаковыми и поэтому не различают на слух. Почему это мешает овладению правильным произношением звука?

Дело в том, что если звуки С и Ц кажутся ребёнку одинаковыми, то он не чувствует надобности в овладении более сложной артикуляцией звука Ц, потому что произношение «сапля» вместо «цапля» его устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков.

  1. Нарушения анатомического строения органов артикуляторного аппарата. Частой причиной неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребёнка, не позволяющие ему воспроизвести правильную артикуляцию некоторых звуков. Дефекты, часто встречающиеся у детей: * дефект в строении челюстей- это неправильный прикус, т.е. неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу; * аномалии зубов: - редкое расположение зубов; - расположение зубов вне челюстной дуги; - слишком мелкие или деформированные зубы; - наличие диастемы (щели между верхними резцами). * аномалии в строении языка: - слишком большой или маленький язык; - короткая подъязычная уздечка, не позволяющая ему подниматься вверх. * аномалии в строении мягкого и твёрдого нёба: - расщелины мягкого и твёрдого нёба; - слишком высокое или низкое твёрдое нёбо. * аномалии в строении губ: - расщелина верхней губы; - недоразвитие губ. 4. Недостаточная подвижность артикуляторных органов прежде всего языка и губ.

В момент произнесения звука происходит сближение или смыкание языка, губ, мягкого нёба с неподвижными частями артикуляционного аппарата: зубами, альвеолами, твёрдым нёбом. Недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата не даёт возможность осуществлять более точные движения языком, губами, которые создают условия для правильного произношения трудных звуков.  

  1. Факторы

Вследствие чего это происходит? Та или иная причина должна быть чем-то обусловлена.

  1. Слабость нейродинамических процессов возбуждения и торможения в результате соматической (физической) ослабленности ребёнка.Соматическая ослабленность может быть вызвана: - частыми заболеваниями; - недостаточным питанием; - недостаточным сном (10-11 ч) в период образования новых речевых укладов, новых звуков речи.

2.Воздействие различных неблагоприятных факторов на ЦНС ребёнка и на его организм в целом. Эти факторы могут воздействовать во внутриутробный период, во время родов и после рождения ребёнка.

Неблагоприятные факторы, действовавшие во время внутриутробного развития: - заболевания матери во время беременности инфекциями (краснуха, цитомегалия, таксоплазмоз, грипп и др.); - интоксикации; - токсикозы, особенно в первые 4 месяца беременности; - приём лекарственных препаратов; - алкоголизм, курение; - несовместимость по резус-фактору крови матери и ребёнка; - сердечно-сосудистая патология матери - почечная недостаточность - гормональные заболевания матери (сахарный диабет) - физическое давление на плод (из-за строения матки) - психологическая травма - влияние высоких температур (горячий цех, профессия повара, пребывание во время беременности в непривычно жарком климате).      Ведущее место среди факторов, влияющих на речевое развитие, занимают родовые травмы и асфиксии(кислородное голодание плода в момент родов). Это возникает вследствие того, что: - у женщины узкий таз - затяжные или стремительные роды - преждевременное отхождение вод - обвитие пуповиной - неправильное предлежание плода - акушерские манипуляции, которые могут повредить нервную систему плода и др.         Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны головного мозга, что влечёт за собой различные нарушения речи (от нарушения звукопроизношения до алалии). Могут сочетаться с другими дефектами развития: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта.         Неблагоприятные факторы, действующие в первые годы жизни ребёнка: - недостаточность эмоционально положительного общения со взрослым; - нарушение взаимосвязи матери с ребёнком; - черепно-мозговые травмы, опухоли; - нарушение мозгового кровообращения.         Наследственные факторы (изменение генетической информации). Они являются предрасполагающими условиями и проявляются под влиянием каких-либо неблагоприятных воздействий. Они выступают в сочетании с социальными и внутренними факторами (органическими): - особенности нервной системы - интеллектуальная недостаточность - нарушение обмена веществ и т.д.         Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.         Выделяют 3 критических периода в развитии речевой функции. 1. 1-2 года. Начинается речевое развитие, движущая сила которого - потребность в общении. 2. 3 года. Интенсивно развивается связная речь. 3. 6-7 лет. Начало развития письменной речи.

В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребёнка, она перестраивается. Любые неблагоприятные факторы, кажущиеся незначительными, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи, а имеющиеся проявляются наиболее сильно, могут возникать новые.

При предъявлении повышенных требований к ребёнку могут происходить срывы нервной деятельности.

Необходимо отметить, что эти факторы действуют в комплексе, т.е. для развития речевой деятельности ребёнка имеет значение зрелость его ЦНС и особенность взаимодействия ребёнка с внешним миром - единство социального и биологического.

Важно понимать то, что раннее выявление проблемы и совместная помощь логопеда, родителей и медицинских специалистов позволяют устранить или значительно уменьшить речевые нарушения особенно в период дошкольного детства, когда компенсаторные возможности ребёнка уникальны.

Уважаемые папы, мамы, дедушки и бабушки, хочу дать Вам несколько советов по развитию речи ребёнка в семье.

  1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с малышом. Больше разговаривайте с ним, обращайтесь к нему с вопросами.
  2. Помните, что основные собеседники для ребёнка - папа, мама, бабушка и дедушка.
  3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с младшим братом или сестрой.
  4. Приобретайте различные художественные альбомы, картинки, книги и рассматривайте их вместе с ребёнком.
  5. Предложите ребёнку соревнования с участием всех членов семьи "Сочиним сказку", "Кто больше знает слов", "Скажи какой? " и т. д. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывайте загадки, учите с ребёнком стихотворения. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки стихотворений, рассказов, пословиц.
  6. Записывайте рассказы стихотворения и сказки вашего ребёнка для осуществления сравнительного анализа развития речи малыша.
  7. Организовывайте выходные поездки на природу и учите ребёнка рассказывать о проведённом времени, на отдыхе.
  8. Каждое новое и непонятное слово обязательно разъясняйте своему малышу.

 

Информацию подготовил учитель-дефектолог Сосновская Т.Г.

свернуть

Консультация "Зачем читать книги?"

 

 

Информацию подготовил учитель-дефектолог Валюкевич Т.Т.

свернуть

Уважаемые родители!

 

Если ваш малыш посещает занятия  учителя-дефектолога, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже два занятия. Для этого потребует­ся время и совместные усилия учителя-дефектолога, ребенка и его роди­телей. 

Исправление звуков прово­дится поэтапно:

1-й этап — подготовитель­ный (специальные упражне­ния для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап — постановка (вы­зывание звуков по подража­нию или при помощи специ­альных приемов);

3-й этап — автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап — дифференциа­ция (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового зву­ка у многих детей протекает медленно и требует длитель­ной тренировки.

Чтобы добиться правильно­го положения губ, языка, бы­строго, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще не произно­сится, выполняйте артикуля­ционную гимнастику.

Если звук поставлен, за­крепляйте его: назовите кар­тинки, раскрасьте их, опреде­лите место звука в слове, со­ставьте с данными словами предложения, выучите с ре­бенком речевой материал, за­писанный в тетради, следите за звуками в повседневной речи.

Домашние задания прове­ряются. Обращайте внимание на подчеркнутые ошибки.

Пожалуйста, не забывайте тетради дома. Вы можете по­лучить консультацию у учителя-дефектолога по интересующим вас вопросам (среда: 17:00 – 18:00) или поприсутствовать на логопедическом заня­тии с вашим ребенком.

Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!

свернуть

Памятка для родителей «10 способов достучаться до ребенка- аутиста»

         Диагноз «аутизм» – огромный удар для родителей. Но нужно знать, что есть большая вероятность, что такой  малыш полностью адаптируется к   социуму (если у ребенка сохранен интеллект).  Большинство детей,  которые   прошли реабилитацию, живут полноценной жизнью. Но чтобы достичь таких успехов, с каждым малышом  должны    заниматься коррекционные педагоги, а  роди-тели  должны приложить максимум усилий дома.  Главное — не  замыкаться вокруг  своего ребенка,  не избегать   друзей, путешествий с ребенком — не становиться  аутичной семьей.   Ребенка  нужно  активно   вводить  в  социум. Кроме того, нужно ставить реальные задачи. Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок-аутист пошел   в обычную школу, но нужно ставить перед  собой   цели на ближайшее будущее.   Если вам  сейчас  нужно, чтобы ребенок сам ел или ходил на горшок, самостоятельно одевался или раздевался — занимайтесь именно этим:

Запаситесь терпением

      Нужно понять, что такому ребенку очень сложно жить в нашем мире и ему нужно намного больше внимания, чем обычному ребенку.

Показывайте разницу

       Например, в той же песочнице, покажите, что сухой песок не лепится, а из мокрого – прекрасно получаются пирожки.

Будьте последовательны

   Если педагог устанавливает для ребенка определенные правила, четко придерживайтесь их и дома. Например, чтобы остановить ребенка, хлопните в ладоши или возьмите за руку. Этого должны придерживаться все домочадцы.

Учите подражать

    К сожалению, у аутистов нарушен элемент подражания, поэтому им сложно играть в куклы, варить кашку, делать пирожки и смириться, что, кроме них, в песочнице есть другие дети. Но гулять с аутистом отдельно – ошибка. Нужно медленно, но уверенно учить его подражать. Например, делая пирожки, уделите каждому этапу день-два. Сегодня – набираем песок в форму (а не высыпаем на голову другому ребенку!), завтра – переворачиваем ее и т. д.

Занимайтесь спортом

   Лечебная физкультура способствует развитию мозга и координации движений. Дома вы можете практиковать с малышом различные прыжки: на одной ножке, на скакалке, спрыгивание с бревна . Также можно лазать по лесенкам, приседать, кружиться. Это не только укрепляет здоровье, но и дает понимание понятий право -лево, верх-низ.

Научитесь отказывать

   Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки причинят боль – он будет толкать детей на площадке или бить маму и т. д.

Соблюдайте ритуалы

   Например, приучая ребенка к горшку, нужно высаживать его всегда в одно и то же время, вместе с ним выливать содержимое в унитаз, мыть руки, вытирать исключительно его полотенцем.

Также проигрывайте каждую игру

   Проигрывать каждую игру нужно несколько раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и чтобы игра превратилась в ритуал.

Играйте в контактные игры

   «Ладушки», «ку-ку», «зайчик» – такие примитивные развлечения помогают  развивать тактильные навыки.

Не балуйте малыша!

   Дети-аутисты великолепные манипуляторы, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять всю работу за них.

Информацию подготовила воспитатель дошкольного образования Суходолец М.К.

свернуть

"Развиваем речь с помощью пальчикового театра" консультация для родителей

Информацию подготовила учитель-дефектолог Валюкевич Т.Т.

свернуть

Что читать детям для развития речи

Игры с крупой