Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста. Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта.
Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития ребенка она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков использования инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Они способствуют формированию связной речи. А детям дошкольного возраста характерно нарушение связности изложения, смысловые пропуски, трудности в передаче содержания знакомой сказки. В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, разрешения конфликтной ситуации до выхода ребенка из игры.
Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Уже в раннем возрасте у ребенка с появлением новых слов возникает потребность называть предметы, делиться своими переживаниями и постепенно речь начинает сопровождать игру, дополнять действия ребенка. В более старшем дошкольном возрасте иногда целые игровые эпизоды создаются с помощью слова.
Опыт накапливается ребенком именно в игре. Особую роль в речевом развитии детей отводят словесным и дидактическим играм. Игры и занятия с детьми, которые мало говорят, содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит.
ПЕРЕЧЕНЬ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ.
Игра «Солнце-дождик»
Игра проводится с целью формирования речевой активности, звукоподражаний, развития навыков общения. Игра проводится с группой детей. Взрослый предлагает детям погулять по лесу, греясь на солнышке, поясняя Что может начаться дождик, показывая большой зонт, сообщая, что под ним можно скрываться от дождика. Дети вместе со взрослым изображают прогулку по лесу (можно использовать фоновую магнитофонную запись с шумом леса): перешагивают через бурелом, оглядываются по сторонам, нюхают воображаемые цветы. Взрослый в это время постоянно произносит: « Солнце светит ярко. Уф, как жарко!», стимулируя детей к определенной мимики и междометия «Уф». В определенный момент взрослый восклицает: «Дождик» Все прячемся под зонтик»; раскрывает зонт. Когда дети спрячутся под зонт, взрослый по зонту барабанит пальцами , произносит звукоподражание «Кап-кап». Затем снова взрослый произносит: «Солнце! Дождя нет! Игра проводится несколько раз.
Игра «Насекомые»
По сигналу взрослого «Муха полетела», ребенок имитируя полет мухи, одновременно произносит звук «З». По сигналу взрослого «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук «Ж». По сигналу взрослого
«Прилетели» ребенок останавливается. Игра может использоваться при закреплении лексической темы.
Игра «Поезд»
По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит звук «У». Ребенку интереснее игра, сопровождающаяся аудиозаписью шума поезда.
Игра «Кораблики»
Взрослый предлагает ребенку наперегонки погонять «кораблики» , изготовленные из разноцветных губок для мытья посуды. Дуть на губки нужно произнося звук «Ф»
Игра «Обертки»
Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани, бумагу разной фактуры, увидев, что в обертке, Взрослый стимулирует ребенка к произнесению названий предметов.
Игра «Птички»
Взрослый: « Прилетели птички и зачирикали (пальчики складывают в одну точку, создавая клюв птички). Покормим птичек : голубей(гули-гули), Уток (ути-ути). Прилетели птички: клюют зернышки. Все склевали и полетели. Полетели, полетели и на головку сели, на лобик. На подбородок, на локти, на колени, на ладошку. Покормим птичек: голубей (гули-гули). Уток (ути-ути).
Игра «воздушный шарик»
В дверном проеме или на люстре подвешивается воздушный шарик на такой высоте, чтобы ребенок мог его достать, подпрыгнув. Взрослый показывает ребенку , как лопнуть шарик, произнося при этом: «Опа!». Шарики взрослый и ребенок лопают по очереди.
Игра «Взбиваем пену»
Проводится с целью активизации, вызывания слов «пена», «вода». «мыло». Для игры понадобятся: таз с водой, венчик, баночка с жидким мылом, две пипетки, губка. Ведро, мыло( различных цветов и фактуры). Взрослый побуждает ребенка опустить руки в таз с водой, пошевелить ими,приэтом эмоционально произносит « Смотри, вот вода! Ах, какая теплая вода! Слово «вода» повторяется несколько раз с четкой утрированной артикуляцией, затем взрослый побуждает ребенка повторить слово вода по слогам и на распев. Взрослый вместе с ребенком берут пипетки, опускают их в жидкое мыло, взрослый несколько раз произносит «мыло», выделяя его интонационно: «смотри, мыло»Вот мыло! Это мыло! Понюхай мыло! Набери мыло в пипетку, затем побуждает ребенка в произношении слова «мыло». Понюхай мыло! Набери мыло в пипетку! Набранное мыло опускается в миску с водой. Взрослый показывает ребенку, как венчиком можно взбить пену, затем предлагает собрать пену губкой. По окончании игры, ребенку демонстрируются разные виды мыла, предлагается показать мыло разной формы, цвета, угадать разные виды мыла по запаху. Итогом занятия может стать демонстрация мультимедийной демонстрации презентации, включающей фотографии предметов, названия которых учились произносить.
Игра «Выжимаем губки»
Проводится с целью сформировать навыки речевого подражания, стимулировать звукоподражания «кап-кап». Взрослый ставит на стол две тарелки, в одной из них вода, раскладывает губки разных цветов.. Он опускает губку в воду, опускает в пустую тарелку, произнося при этом звукоподражание «кап-кап». Затем взрослый предлагает ребенку выполнить это действие по инструкции: возьми желтую, красную, синюю губку (правой и левой рукой). Детям нравится эта игра, на таком эмоциональном фоне получается произнести звукоподражание. Когда ребенок сможет по подражанию произносить слова определенной слоговой структуры, можно повторять эту игру, стимулируя ребенка к произнесению слов: «вода», «губка», «капает».
Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки»
Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие на нитку. Ребенку задают вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: « Что мы делаем?» - «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» - «Баба». Кто наденет мелкие бусы?» - «Мама». Кто подарит бусы?» - «Я».
Дидактические игры можно подразделить на несколько типов, но при всем этом разнообразие игр помогут тренировать память, слух, пополнять словарный запас.
Д/Игра «Путешествие в гости к весне».
(Цели: развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность; закрепить знания о зимних явлениях в природе; формировать интерес к окружающему). Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Д/Игра «Вверх – вниз»:
(Цели. Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх – вниз, научить отчетливо произносить их).
Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность.
Д/Игра «Кто я в семье?»
(Цели: формирование представлений о родственных связях; учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка). Воспитатель в дошкольных учреждениях должны выбирать игры, направленные на определенную область развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития. Игра так же должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. Для формирования словаря я провожу дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром: «Помоги кукле постирать», «Уберемся в своей комнате», «Приготовим обед» «Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки» и др.
Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие связной речи, зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Лото», «Логический поезд», «Где это я видел?» и др. Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Они основаны на принципе наглядности (изображения). С помощью парных картинок дети знакомятся с отдельными предметами (посудой, мебелью, животными, птицами, овощами и фруктами их качествами и свойствами).
Таким образом, игра оказывает огромное влияние на формирование речевой активности дошкольников. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей
Консультацию подготовил учитель-дефектолог Сосновская Т.Г. с использованием интернет-источников