План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста в 2023/2024 учебном году
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты.
- Задачи деятельности учреждения образования на учебный год (планируются на учебный год).
- Научно-методическое обеспечение: перечень учебных изданий (планируется на учебный год, возможна актуализация с учетом выпуска новых учебных изданий).
- Взаимодействие с семьями воспитанников: формы и содержание работы по повышению психологопедагогической компетентности законных представителей воспитанников (планируются на месяц).
При планировании деятельности учреждения образования в структурный компонент плана «Взаимодействие с семьями воспитанников» в рамках форм работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников и включению их в образовательный процесс рекомендуется внести работу по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников, в том числе привитию им общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, и др.
Министерство образования обращает внимание на необходимость усиления в учреждении образования информационно-разъяснительной работы с законными представителями обучающихся по различным вопросам в сфере образования начиная с воспитателя дошкольного образования возрастной группы, которую посещает ребенок, до руководителя учреждения образования.
В соответствии с должностными обязанностями, определенными ЕКСДС, воспитатели дошкольного образования должны изучать условия жизни и воспитания детей, а также планировать, организовывать и проводить воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
- Индивидуальная работа с воспитанниками: содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования, учебных программ специального образования на уровне дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности (планируется на месяц). При необходимости вносятся корректировки с учетом ежедневных наблюдений педагогического работника за качеством освоения воспитанниками содержания учебной программы дошкольного образования, учебных программ специального образования на уровне дошкольного образования как в специально организованной, так и нерегламентированной деятельности. Коррекционно-развивающая работа планируется и осуществляется педагогом-психологом, учителем-дефектологом.
- Закаливание: основные виды закаливания с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения образования (планируется на теплый / холодный периоды).
- Двигательная активность: содержание мероприятий распорядка дня. Утренняя гимнастика (планируется два раза в месяц: 1-й комплекс – на первую-вторую недели, 2-й комплекс – на третью-четвертую недели); подвижные игры и физические упражнения на 1й и 2й прогулках (планируются еженедельно); активный отдых (формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности планируются на месяц с учетом возраста воспитанников группы и учебной программы дошкольного образования, учебных программ специального образования на уровне дошкольного образования).
- Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом (игра, занятие), планируется по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом учреждения образования, учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются образовательная область и вид занятия, тема занятия, задачи, источники планирования.
Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет особенности. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать задачи применительно к каждому возрасту, предусмотреть дифференцированные задания для детей, в том числе задания коррекционной направленности.
- Нерегламентированная деятельность воспитанников: виды детской деятельности: предметная, познавательная практическая, общение, игровая, художественная и др. (планируется на каждую неделю месяца с учетом тематики недели). В содержание планирования включаются форма работы, тема и цель.
При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования, учебных программ специального образования на уровне дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.
Источник: Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В 2023/2024 УЧЕБНОМ ГОДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»