Автор: Музыкальный руководитель Ментюк Ж.Ф.
Автор: Музыкальный руководитель Ментюк Ж.Ф.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении хорошо формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, внимание, мышление, укрепляет их психическое и физическое здоровье.
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста – важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающей разнообразные игровые методы и приёмы развития голоса ребёнка.
В основе работы по развитию певческих навыков лежат идеи детского музыкального воспитания К. Орфа, Емельянова В.В., Стрельниковой, Огороднова, а также методические рекомендации Орловой Т.М., Бекиной С.М. и других современных педагогов.
На музыкальных занятиях для обучения детей пению используются различные педагогические технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, исследовательской деятельности, развивающего, проблемного обучения, информационно-коммуникативные и др. Это, несомненно, позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию на занятиях творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся. Но самыми востребованными технологиями в развитии певческих навыков являются здоровьесберегающие.
Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждения начиная с дошкольного возраста.
В соответствии с требованиями нашего дошкольного учреждения наша педагогическая деятельность ориентирована на сохранении и укреплении здоровья дошкольников, чему способствуют здоровьесберегающие технологии, такие как: распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, пальчиковые игры и др.
Новизна данной темы заключается в использовании здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных занятиях во время певческой деятельности.
Несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.
Например:
Попевка «Доброе утро!»
Доброе утро! (дети поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день (хлопают в ладоши)
Будет веселее.
Мы погладим лобик, (выполняют движения по тексту)
Носик и щёчки,
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, выполняя фонарики)
Как в саду цветочки!
Разотрём ладошки (выполняют движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём
И здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова, (разводят руки в стороны)
Будьте здоровы!
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Необходимо обратить внимание на часто болеющих детей, имеющих различные речевые нарушения. Основными задачами дыхательных упражнений в непосредственной музыкально-образовательной работе являются:
Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:
Например:
Упражнение «Весенний ветерок».
Дети набирают побольше воздуха и длительно дуют, вытянув губы «трубочкой»
Основная цель артикуляционной гимнастики – тренировка мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков.
Задачи артикуляционной гимнастики в непосредственно-образовательной деятельности:
Артикуляционные упражнения бывают беззвучные и с участием голоса.
Например:
Упражнение «Сосулька»
Как можно дальше высунуть изо рта острый язык, свесить его с подбородка.
Упражнение «Жаба Квака»
Жаба Квака с солнцем встала,
Сладко-сладко позевала, (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения)
Да водички поглотала («глотают»)
На кувшинку села,
Песенку запела:
«Ква-а-а-а! Квэ-э-э-э! Ква-а-а-а!» (произносят звуки отрывисто и громко)
Жизнь у Кваки хороша!
Фонопедические упражнения проводятся для укрепления ещё не окрепших голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей, способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Основная цель упражнений – активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.
Например:
Упражнение «А-у!»
Кричу в лесу: «А-а-а-у-у-у!»
А мне в ответ: «А-а-а-у-у-у!»
Опять кричу: «А-а-а-у-у-у!»
А мне в ответ: «А-а-а-у-у-у!»
Основным элементом этого упражнения является скользящая, глиссандирующая, восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и наоборот. Связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Пальчиковые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
Например:
Пальчиковая игра «Белочка»
Белочка резвушка, (ритмические хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Лесная веселушка,
Целый день старается – (стучат кулачком о кулачок)
На зиму запасается.
С ветки – прыг, (поднимают руки вверх)
На ветку – скок! (опускают руки на плечи)
Раз – грибок, (загибают пальцы левой руки соответственно тексту)
Два – грибок!
Три – орешек в скорлупе,
Будет он лежать в дупле.
И замой в холода (шлёпают ладонями по плечам)
Будет белочка сыта! (хлопают в ладоши)
Таким образом, использование системы специальных упражнений позволяет добиваться положительных результатов в развитии певческих навыков у дошкольников а также благоприятно воздействует на их здоровье.
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы.
Автор: Музыкальный руководитель Ментюк Ж.Ф.
Автор: Музыкальный руководитель Ментюк Ж.Ф.