Страничка музыкального руководителя

Как слушать музыку с ребенком? Как долго?

 

Автор: Музыкальный руководитель Ментюк Ж.Ф.

 

 

свернуть

Использование здоровьесберегающих технологий при формировании певческих навыков

 

     Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении хорошо формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, внимание, мышление, укрепляет их психическое и физическое здоровье.

     Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста – важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающей разнообразные игровые методы и приёмы развития голоса ребёнка.

     В основе работы по развитию певческих навыков лежат идеи детского музыкального воспитания К. Орфа, Емельянова В.В., Стрельниковой, Огороднова, а также методические рекомендации Орловой Т.М., Бекиной С.М. и других современных педагогов.

     На музыкальных занятиях для обучения детей пению используются различные педагогические технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, исследовательской деятельности, развивающего, проблемного обучения, информационно-коммуникативные и др. Это, несомненно, позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию на занятиях творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся. Но самыми востребованными технологиями в развитии певческих навыков являются здоровьесберегающие.

     Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждения начиная с дошкольного возраста.

     В соответствии с требованиями нашего дошкольного учреждения наша педагогическая деятельность ориентирована на сохранении и укреплении  здоровья дошкольников, чему способствуют здоровьесберегающие технологии, такие как: распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, пальчиковые игры и др.

     Новизна данной темы заключается в использовании здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных занятиях во время певческой деятельности.

  1. Песенки-попевки.

Несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.

Например:

Попевка «Доброе утро!»

Доброе утро! (дети поворачиваются друг к другу)

Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)

И сегодня весь день (хлопают в ладоши)

Будет веселее.

Мы погладим лобик, (выполняют движения по тексту)

Носик и щёчки,

Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, выполняя фонарики)

Как в саду цветочки!

Разотрём ладошки (выполняют движения по тексту)

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём

И здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова, (разводят руки в стороны)

Будьте здоровы!

  1. Дыхательная гимнастика.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Необходимо обратить внимание на часто болеющих детей, имеющих различные речевые нарушения. Основными задачами дыхательных упражнений в непосредственной музыкально-образовательной работе являются:

  • Укрепление физиологического дыхания детей (без речи)
  • Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох).
  • Тренировка силы вдоха и выдоха.
  • Продолжительный выдох.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

  • Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани.
  • Способствует восстановлению центральной нервной системы.
  • Улучшает дренажную функцию бронхов.
  • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Например:

Упражнение «Весенний ветерок».

Дети набирают побольше воздуха и длительно дуют, вытянув губы «трубочкой»

  1. Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики – тренировка мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков.

Задачи артикуляционной гимнастики в непосредственно-образовательной деятельности:

  • Развитие певческих способностей детей.
  • Формирование артикуляции различных звуков.
  • Совершенствование дикции.
  • Развитие музыкальной памяти, запоминание текстов песен.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучные и с участием голоса.

Например:

Упражнение «Сосулька»

Как можно дальше высунуть изо рта острый язык, свесить его с подбородка.

Упражнение «Жаба Квака»

Жаба Квака с солнцем встала,

Сладко-сладко позевала, (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения)

Да водички поглотала («глотают»)

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а! Квэ-э-э-э! Ква-а-а-а!» (произносят звуки отрывисто и громко)

Жизнь у Кваки хороша!

  1. Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Фонопедические упражнения проводятся для укрепления ещё не окрепших голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей, способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Основная цель упражнений – активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.

Например:

Упражнение «А-у!»

Кричу в лесу: «А-а-а-у-у-у!»

А мне в ответ: «А-а-а-у-у-у!»

Опять кричу: «А-а-а-у-у-у!»

А мне в ответ: «А-а-а-у-у-у!»

Основным элементом этого упражнения является скользящая, глиссандирующая, восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и наоборот. Связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Пальчиковые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Например:

Пальчиковая игра «Белочка»

Белочка резвушка, (ритмические хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Лесная веселушка,

Целый день старается – (стучат кулачком о кулачок)

На зиму запасается.

С ветки – прыг, (поднимают руки вверх)

На ветку – скок! (опускают руки на плечи)

Раз – грибок, (загибают пальцы левой руки соответственно тексту)

Два – грибок!

Три – орешек в скорлупе,

Будет он лежать в дупле.

И замой в холода (шлёпают ладонями по плечам)

Будет белочка сыта! (хлопают в ладоши)

    Таким образом, использование системы специальных упражнений позволяет добиваться положительных результатов в развитии певческих навыков у дошкольников  а также благоприятно воздействует на их здоровье.

    Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы.

Автор: Музыкальный руководитель Ментюк Ж.Ф.

свернуть

Привитие детям дошкольного возраста основ безопасного поведения на музыкальных занятиях

 

Автор: Музыкальный руководитель Ментюк Ж.Ф.

свернуть