Советы музыкального руководителя

Слушаем музыку дома

alt

         Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную, авторскую, классическую, адресованную самым маленьким музыку. Важно, чтобы музыка вошла в жизнь ребенка, стала неотъемлемой частью его существования, чтобы вызывала только положительные эмоции. Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства доступные для детского восприятия. 

         Как слушать музыку с ребенком?  Как долго? 

         Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек.) и опять 40 секунд, пауза и т.д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1-1,5 мин., затем пауза и еще полторы минуты и т.д. Одно занятие – 4-5 мин. 

         Когда вы видите, что малыш отвлекается, выражает неудовольствие – сократите время занятия или перенесите его на другое время дня. Если внимание ребенка устойчиво, он способен воспринимать музыку заинтересованно – можно чуть-чуть увеличить продолжительность занятия. Как? Непременное условие – тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Музыка не должна звучать громко! Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на ее руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Лицо ее заинтересованно, внимательно, доброжелательно. Маме нравится музыка – ребенок это видит. Ее настроение, состояние передается малышу. Если мама сама играет на фортепиано, то вместе с малышом сидит бабушка или папа. 
Слушать музыку рекомендуем один или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы. Например, "Зайка" и "Мишка". К концу третьего года можно прослушивать и три пьесы. 

       Когда? Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего после завтрака или дневного сна. 
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание записей сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку – перевернуть кассету, подобрать мелодию и т.д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут помощь, уделят внимание. 

      Запомните! При выборе произведений главное – музыка должно нести положительный заряд, добрый настрой, светлые эмоции.

Автор: Музыкальный руководитель Ментюк Ж.Ф.

Советы родителям. Творческая мастерская

 

 

Автор: Музыкальный руководитель Ментюк Ж.Ф.

 

 

свернуть

Калейдоскоп музыкальных умений. Советы родителям

06.10.2020

 

Автор: Музыкальный руководитель Ментюк Ж.Ф.

 

свернуть

Пойте детям перед сном

alt

    «Баю – баюшки – баю, баю милую свою…» Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку! 

     Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного существа – матери. 
Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевном единении. При такой внутренней настройке слова, образы, песни проникают в глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах. 

     В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребенку основные ценностные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир осваивать сам. Особое место в песнях уделено колыбели – первому собственному месту ребенка в мире. 

         Висит колыбель на высоком крюку. 
         Крюк золотой, ремни бархатные, 
         Колечки витые, крюки золотые. 

    В колыбельных песнях этого типа утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире – самое хорошее, его мама – самая лучшая, а дом – самый родной. Кроме осознания собственного «Я» колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира. Сначала это пространство выстраивается вокруг ребенка, как бы противопоставляя теплоту, защищенность дома опасностям внешнего мира. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Она (граница) обозначается понятием «край»: 

        Баю, баюшки – баю, 
        Не ложися на краю. 
        Придет серенький волчок, 
        И ухватит за бочок, 
        И потащит в лесок, 
        И положит под кусток. 

    Колыбельные песни слушали не только младенцы, но и дети постарше, которые уже имели самостоятельный опыт познания реальных краев, опыт собственных падений и переступания через «край», познавшие обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо. 

   Когда ребенок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи. 

    Это уже не магическая грань, к которой нельзя приближаться, а граница, которую когда-нибудь придется пересечь, чтобы выйти в мир взрослой жизни. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать и растить собственных детей. Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь. 

    Но самое важное в колыбельной песне – это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо – ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищенности, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам. Как неоценимо важна такая уверенность ребенка, который войдет в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир! 

     А как важна привычка постоянного общения с матерью! 
  Прекрасно, если она сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения, которые возникают в моменты такого общения, будут важны для ребенка не только пока он мал и ходит в детский сад, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастает, он будет знать, что у него есть человек, который всегда выслушает, поймет, с которым так приятно общаться и просто положить голову на плечо.

Автор: Музыкальный руководитель Ментюк Ж.Ф.

свернуть