Слушаем музыку дома
Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную, авторскую, классическую, адресованную самым маленьким музыку. Важно, чтобы музыка вошла в жизнь ребенка, стала неотъемлемой частью его существования, чтобы вызывала только положительные эмоции. Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства доступные для детского восприятия.
Как слушать музыку с ребенком? Как долго?
Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек.) и опять 40 секунд, пауза и т.д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1-1,5 мин., затем пауза и еще полторы минуты и т.д. Одно занятие – 4-5 мин.
Когда вы видите, что малыш отвлекается, выражает неудовольствие – сократите время занятия или перенесите его на другое время дня. Если внимание ребенка устойчиво, он способен воспринимать музыку заинтересованно – можно чуть-чуть увеличить продолжительность занятия. Как? Непременное условие – тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Музыка не должна звучать громко! Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на ее руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Лицо ее заинтересованно, внимательно, доброжелательно. Маме нравится музыка – ребенок это видит. Ее настроение, состояние передается малышу. Если мама сама играет на фортепиано, то вместе с малышом сидит бабушка или папа.
Слушать музыку рекомендуем один или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы. Например, "Зайка" и "Мишка". К концу третьего года можно прослушивать и три пьесы.
Когда? Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего после завтрака или дневного сна.
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание записей сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку – перевернуть кассету, подобрать мелодию и т.д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут помощь, уделят внимание.
Запомните! При выборе произведений главное – музыка должно нести положительный заряд, добрый настрой, светлые эмоции.
Автор: Музыкальный руководитель Ментюк Ж.Ф.