Маршруты выходного дня "Знаем - значит помним, помним - значит знаем!"

Уважаемые родители, законные представители воспитанников!   

    Ваш ребенок – это самое ценное, что у Вас есть, а самое ценное в Ваших с ним взаимоотношениях – это живое общение. Когда родители могут больше времени провести со своими детьми? Конечно, в выходные дни. Каждая семья имеет свои традиции и свой опыт проведения выходных. Мы предлагаем Вашему вниманию новую серию «Маршрутов выходного дня», направленных на формирование патриотических качеств у детей, изучению мест и достопримечательностей родного города и его окрестностей,  памятных мест и исторических объектов, направленных на знакомство с историей нашей малой Родины. Следуя по предложенным маршрутам, Вы сможете провести выходной день вместе с ребенком  интересно и с пользой.

Маршрут выходного дня "Памятник жертвам войны в д.Кражино"

Цель: приобщить воспитанников к исторической памяти нашего района; способствовать всестороннему развитию детей; повышать эмоциональный фон семейных взаимоотношений; воспитывать основы гражданственности и патриотизма.

Рекомендуемый возраст: для детей дошкольного возраста(5-7 лет)

Продолжительность маршрута: 1.37 часа.

Адрес нахождения: Республика Беларусь, Минская область,  Воложинский район,  д.Кражино.

Прочитайте ребенку стихотворение Полины Ветровой.

У Вечного огня...

Вечный огонь – символ памяти павшим,

Свет негасимый любви и добра.

Новую жизнь воле даришь угасшей,

Вглубь проникая частичкой тепла.

Голову вверх запрокинув, вдыхаю

Неба бескрайнего тихий покой.

Вечным огнем пусть горит, не сгорая,

Вера в бессмертье надежды людской.

Рассмотрите памятное место в честь подвига народов в годы Великой Отечественной войны

  

 Расскажите значимую информацию:

 На въезде в Кражино, что в Воложинском районе, – «Женщина в печали». Монумент возвели в 1961 году. Он, как принято говорить, типовой: таких много в разных уголках бывшего СССР. Но от осознания этого факта воспринимается еще более эмоционально. На постаменте гранитная табличка: «Здесь захоронены мирные граждане д. Кражино, заживо сожженные фашистами в 1943 году». Рядом с мемориалом несколько старых деревьев. Судя по их размерам, исполины были молчаливыми свидетелями расправы над местными жителями. В тот черный день людей силой сгоняли к гумну, сопротивляющихся расстреливали и кололи штыками. И всех 213 человек, в том числе стариков и младенцев, сожгли…

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

Спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.

Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых

печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами.

Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя  войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

Спросите у ребенка: «А в нашем районе есть памятники

воинам ВОВ?»

Вот мы и пришли сейчас на памятное место. Давайте с вами тихонечко постоим и почтим память сожжённых жителей во время ВОВ. А сейчас  возложим цветы к памятнику.

ПАМЯТКА

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ ПАМЯТНИКА:

Перед тем как отправиться к памятному месту

сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;

расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;

можно приготовить живые цветы.

При посещении братской могилы. Что рассмотреть с ребенком:

Спросите у ребёнка, что он знает о Великой Отечественной войне;

Расскажите, как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

Расскажите ребёнку, что такое братская могила, кто захоронен в братской могиле.

Обратите внимание ребёнка на внешний вид памятника.

Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Какие вопросы задать ребенку:

  • Кого можно назвать защитником Отечества?
  • Что такое война?
  • Нужна ли она на земле?
  • Почему людям и всему живому нужен мир?
  • Когда мы отмечаем День Победы над фашисткой Германией?
  • Нужно людям нужно помнить о войне?
  • Как люди сохранили память о войне?

Что предложить ребенку сделать после прогулки:

  • предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;
  • побеседовать о наиболее ярком впечатлении от прогулки;
  • рассказать в детском саду своим друзьям о увиденном на прогулке.

Вы сможете не только расширить представления и знания детей о том месте, в котором они родились и живут, но и приятно провести время!

   Во время путешествия, фотографируйте наиболее запомнившиеся места, чтобы потом ваш ребёнок мог рассказать о них своим друзьям в детском саду.

Маршрут разработал воспитатель дошкольного образования Радивилко Л.С.

 

свернуть

Маршрут выходного дня "Памятник Щербина В.В."

    Уважаемые родители!

    Предлагаем Вам посетить с детьми места памяти героев, погибших во время войны, с целью изучения истории родного города и края, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважительного отношения к старшему поколению, к солдатам и участникам боевых действий. Ведь для каждого из нас очень важно сохранить память о великих людях, совершивших воинские подвиги, не жалея себя ради спасения товарищей, спасения своей Родины, спасения сегодняшнего поколения!

Адрес нахождения: Беларусь, Минская область, г.Воложин, ул.Советская, д.73 (территория СШ №1)

Описание: Памятник представляет собой бюст на постаменте.

Прочтите ребенку стихотворение: 

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою.

А кто – за подвиг трудовой

В своём родном краю.

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли,

Солдаты Мая, слава вам навеки,

От всей земли, от всей земли!

Исторические события:

   Василий Васильевич Щербина (1914—1942) — командир разведывательно-диверсионного партизанского отряда, действовавшего на территории Витебской и Минской областей, майор. Герой Советского Союза (1943). После начала Великой Отечественной войны в составе группы из четырёх человек был направлен за линию фронта, сумел организовать группу помощников в районе Полоцка (собиравших оружие и боеприпасы на местах боевых действий). В июле 1941 года вышел в расположение партизанского отряда А. П. Бринского, который находился в деревне Гурец на границе Минской и Витебской областей БССР.

   Более подробно с информацией вы сможете ознакомиться пройдя по ссылке или воспользовавшись QR-кодом https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7334 

Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия

с ребенком во время посещения памятника:

Перед тем как сообщите ребенку, куда вы отправляетесь:

  • расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;
  • отправиться к памятному месту:
  • можно приготовить живые цветы.
  • Нужно объяснить ребенку, что там нельзя кричать, бегать, рвать цветы, а нужно вести себя спокойно. Это такое место, где люди минутой молчания благодарят погибших героев и чтут их память.

При посещении памятника: Спросите у ребёнка, что он знает о Великой Отечественной войне;

  • Расскажите, как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
  • Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).
  •  Обратите внимание ребёнка на внешний вид обелиска, на лица героев, высеченных в камне.
  • Обратите внимание ребёнка на гранитную плиту с высеченными именами погибших воинов, предложите положить цветы.
  • Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Расскажите ребенку о войне 

      В Беларуси практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то был и работал в тылу, чтобы обеспечить армию всем необходимым на фронте. В те далекие и тяжелые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины. Говорить с ребенком о войне нужно простым, понятным и доступным для него языком. Маленькому ребенку будет сложно переосмыслить большой объем информации, поэтому не надо стараться сразу рассказать ему о войне все.

     О героизме и доблести воинов, о подвиге солдат и благодарности за мирное можно поговорить с малышом у памятника. Если в вашей семье были или еще живы фронтовики, обязательно расскажите о них ребенку. Если есть возможность, пусть ребенок сам пообщается с очевидцами того времени, узнает о той сложной жизни, страшной доле, которая выпала на их плечи. Покажите ребенку награды, которыми был награжден ваш родственник, поделитесь с ним воспоминаниями о том времени. Можно возложить цветы к памятнику и рассказать ребенку, с какой целью это делается, почтите память павших минутой молчания. Малыш должен знать, что все они защищали Родину (и его тоже) от фашизма. Такие беседы надолго останутся в памяти малыша.      

   Позже родители могут сводить ребенка в библиотеку и вместе выбрать книги о подвигах, битвах, блокадах, полководцах Великой отечественной войны, ориентируясь на возраст ребенка. В другой выходной день  можно всей семьей посетить музей Великой Отечественной войны в г.Минске или отправиться на "Линию Сталина" посмотреть технику и достопримечательности военной направленности.   На ребенка это произведет неизгладимые впечатления и останется в его сердце надолго.

Какие вопросы задать ребенку:

  • Кого можно назвать защитником Отечества?
  • Что такое война?
  • Нужна ли она на земле?
  • Почему людям и всему живому нужен мир?
  • Когда мы отмечаем День Победы над фашисткой Германией?
  • Нужно людям нужно помнить о войне?
  • Как люди сохранили память о войне?

С чем познакомить ребёнка: познакомьте детей с пословицами о войне, спросите, как они понимают их смысл:

  • Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт.
  • Смелого да умного и страх не возьмёт, и враг не побьёт.
  • Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

После посещения памятных мест, что можно предложить ребенку сделать?

  • нарисовать (вылепить из пластилина или глины)) памятник;
  • сделать фотоколлаж вместе с ребенком;;
  • нарисовать рисунок «Салют Победы» или «Букет героям»;
  • побеседовать о наиболее ярком впечатлении от прогулки;
  • Почитайте стихотворение Г.Виеру «Девятое мая»

Рады родители, дети и деды

гордому празднику нашей победы.

В день этот радостный

 мира и света

солнцем весенним

земля обогрета.

Праздничным утром

никто не забыл

цветы положить

у солдатских могил.

 

 В какие игры можно поиграть с ребенком?

Дидактическая игра «Кто где служит?»

- Небо охраняют - лётчики;

- Границу - пограничники;

- В танковых войсках служат - танкисты;

- В пехоте - пехотинцы.

Дидактическая игра «Кто что делает?»

Я буду называть профессию, а ты мне говори, что делает человек:

- Лётчик - управляет самолётом;

- Пограничник - охраняет границу;

- Танкист - управляет танком;

- Подводник - плавает под водой;

- Моряк - управляет кораблём;

- Сапёр - обезвреживает мины.

 

Загадайте загадки:

- Гусеницы две ползут,

Башню с пушкою везут.   (Танк)

 

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю

Отправляется в полет

Наш…(Вертолет)

Она спасает от снарядов,

От взрыва бомб и от ударов. (Каска)

На горе-горушке, 

Стоят старушки,

Если охнут,

Люди оглохнут. (Пушки)

Маршрут разработал воспитатель дошкольного образования Колышко О.Р.

свернуть

Маршрут выходного дня к Братской могиле советских воинов и партизан, Памятнику воинам-интернационалистам г. Воложин, пл. Свободы

Карта маршрута

   

Цель – способствовать побуждению интереса к истории нашего города; воспитать чувство патриотизма. Привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.

Рекомендуемый возраст: от 4-х до 7 лет

Вид маршрута: пеший.

Общее расстояние: от ГУО «Детский сад № 3 «Пралеска» до памятника:

910 м.

Продолжительность по времени:1 час (в зависимости от интереса ребёнка и соматического состояния ребенка).

Адрес нахождения: Республика Беларусь, Минская область, г. Воложин, площадь Свободы.

Опасные участки по ходу маршрутов: переход проезжей части; движение вдоль близко расположенной проезжей части.

Описание: Давно отгремели залпы Победы в Великой Отечественной войне, но как напоминание о тех кровавых событиях стоят памятники. В каждом городе, селе возведены монументы, обелиски которые напоминают нынешнему поколению, что ради мира на земле миллионы Советских людей отдали свои жизни.

 На площади Свободы расположен памятник героям. На плите имеется надпись «Их помнит мир спасённый». У подножья памятника расположена пятиконечная звезда  - символ Вечного огня. Рядом находится Братская могила советских воинов и партизан. На памятном мемориале нанесены имена погибших воинов.

Рядом с Братской могилой находится Памятник воинам-интернационалистам. На гранитной стеле нанесена надпись «Слава воинам интернационалистам». Памятник был установлен в 2015 году. Автором является белорусский скульптор Александр Кострюков. Он посвящен советским мужчинам и юношам, которые погибли  во время боёв в Афганистане.

Прочтите ребёнку стихотворение  «Спасибо героям», О. Маслова

Спасибо героям,

Спасибо солдатам,

Что мир подарили,

Тогда – в сорок пятом!!!

Вы кровью и потом

Добыли победу.

Вы молоды были,

Сейчас – уже деды.

Мы эту победу

- Вовек не забудем!!!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!!!

Пусть счастье и радость

Живут на планете!!!

Ведь мир очень нужен

- И взрослым, и детям!!!

        Перед тем, как сообщить ребёнку, куда вы отправляетесь:

 - расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;

 - можно приготовить живые цветы;

 - нужно объяснить ребёнку, что нельзя кричать, бегать, а нужно вести себя спокойно.

Содержание беседы с ребёнком во время движения по маршруту:

Спросите у ребёнка, что он знает о Великой Отечественной войне.

Расскажите ребёнку, что 22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. И никто не подозревал, что их мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты. И люди пошли воевать – защищать свою землю. Очень многие солдаты  и мирные жители погибли в Великой Отечественной войне.

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришёл с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято много фильмов, в городах и селах  установлены памятники).

Спросите у ребёнка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (Памятник – это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы. Слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить».  Это скульптурные сооружения, обелиски. Устанавливают  их в честь героев войны или важного события).

Описание маршрута

Братская могила советских воинов и партизан, Памятник воинам-интернационалистам.

Что рассмотреть с ребёнком:

Находясь у памятника, обратите внимание на его композицию. Рассмотрите его со всех сторон.

Расскажите ребёнку:

В Беларуси практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то был и работал в тылу, чтобы обеспечить армию всем необходимым на фронте. В те далёкие и тяжёлые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины.

Расскажите ребёнку, что такое братская могила.

    Братской могилой считают групповое захоронение людей массово погибших примерно в одно время, во время боевых действий.

На братской могиле, где похоронено 160 воинов, установлено надгробие и стела с надписью «Их помнит мир спасённый». Среди похороненных – Герой Советского Союза Василий Васильевич Щербина, бойцы 32-й стрелковой дивизии, 3-й  и 18-й гвардейских танковых бригад, 2-й гвардейской мотострелковой бригады 6 партизан Барановичской областной части, погибших в Великой Отечественной войне.

Памятник воинам-интернационалистам установленный на площади Свободы, его название говорит о том, что вместе воевали солдаты разных национальностей, которые говорили на разных языках, но сражались за мирную жизнь. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане. С 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в Афганистане побывали советские солдаты, офицеры,  генералы, которые исполняли интернациональный долг, оказывали помощь братскому народу.

Война – это страшное слово. Когда его произносишь вслух, сразу видишь: ужас, разрушение, гибель всего живого.

Поинтересуйтесь у ребёнка, знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время войны людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам цветы, венки).

Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания?

Как нужно себя вести в это время? (минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях.)

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).

Призвать ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.

После обзорной экскурсии можно поиграть с ребенком в пальчиковые игры.

«Солдатская каша»

Мы крупу в ковше варили

Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш), указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижать к ладони

Хорошенько посолили.

Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу.

Здесь уже и ложка наша,

Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка).

Так вкусна солдата каша!

Облизать губы языком, показывая, как было вкусно.

Поиграйте в подвижные игры «Самолёты», «Заводим моторы».

Почитайте стихотворение «Майский праздник» Т. Белозеров.

Майский праздник –

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

Примерные задания после завершения прогулки

Предложите ребёнку нарисовать,  что ему больше всего понравилось и запомнилось. Сделайте вместе с ребёнком поделку танка или самолета.

 

Маршрут разработал воспитатель дошкольного образования Лиштван А.А.

свернуть

Маршрут выходного дня к памятнику Василия Васильевича ЩЕРБИНЫ

 

  Цель – способствовать побуждению интереса к истории нашего города; воспитать чувство патриотизма. Привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.

Задачи маршрута:

  • формировать представления о родном городе, людях, прославивших Беларусь;
  • знакомить детей с историческими местами малой родины;
  • расширять представления дошкольников о событиях Великой Отечественной войны,
  • воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к историческим ценностям белорусского народа.

Вид маршрута: пеший.

Общее расстояние от ГУО «Детский сад №3 «Пралеска» г.Воложина» до памятника Василия Щербины 2 км

Продолжительность по времени: 1,5-2 часа (в зависимости от интереса   ребёнка и степени самочувствия).

Рекомендованный возраст: от 4-х до 7 лет.

Адрес нахождения: Республика Беларусь, Минская область, г. Воложин, улица В. Щербины

Схема маршрута

 

Описание

   Давно отгремели залпы Победы в Великой Отечественной Войне, но как напоминание о тех кровавых событиях стоят по всей земле памятники. В каждом городе и в каждом селе то монумент, то скромный обелиск, напоминая нынешнему поколению, что ради жизни на земле, ради детей и внуков миллионы Советских людей отдали свои жизни. Вблизи средней школы № 2 расположен памятник Герою Советского Союза Василию Щербине и боевая машина десанта, как напоминание о событиях 1944 года, когда Воложин освободили от немецко-фашистских захватчиков.

   Там нельзя кричать, бегать, а нужно вести себя спокойно. Это такое место, где люди минутой молчания благодарят погибших героев и чтут их память.

 Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту 

  • Спросите у ребёнка, знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.
  • Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.
  • Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
  • Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить».  Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).
  • В ходе дальнейшей дороги можно обратить внимание ребенка на дорожные знаки, повторить правила дорожного движения.

 

 МАТЕРИАЛЫ

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ

ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ ПАМЯТНИКА: 

По прибытии к мемориальному комплексу:

Что рассмотреть с ребенком:

   Обратите внимание ребёнка на памятник майору Щербину В.В., который не вернулся с войны, но навсегда остался в памяти потомков как герой, на боевую машину.

     

  

   Рассмотрите, что находится у подножья памятника  мемориальной доски (возложены венки).

   Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Представьте ребёнку краткую биографию жизни Щербина Василия Васильевича.

   Командир разведывательно-диверсионного партизанского отряда, действовавшего на территории Витебской и Минской областей, майор Василий Васильевич Щербина родился 9 апреля 1914 года на станции Никитовка, ныне в черте города Горловка Донецкой области. После начала Великой Отечественной войны в составе группы из четырех человек был направлен за линию фронта, сумел организовать группу помощников в районе Полоцка. В июле 1941 года вышел в расположение партизанского отряда А.П.Бринского, который находился в деревне Гурец на границе Минской и Витебской областей БССР. Занимался организацией разведки, в составе группы партизан, участвовал в операциях на автодорогах Борисов - Лепель и Бегомль - Лепель. Разработал план атаки на районный центр Холопеничи, в результате которой немецко-полицейский гарнизон был разгромлен.

  В марте 1942 года десантирован в немецкий тыл во главе диверсионно-разведывательной группы из пяти человек. Отряд собирал и передавал разведданные о противнике, уничтожил 11 мостов, 14 эшелонов, осуществил более 20 других диверсий на железной дороге.

   23 сентября 1942 года Василия Щербины не стало. Погиб в результате взрыва во время осмотра новых мин. 20 января 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий в тылу врага и особые заслуги в развитии партизанского движения в Беларуси ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

   Похоронен Василий Щербина на площади Свободы в Воложине, в городе его именем названа улица, на которой теперь стоит памятник.

 С чем познакомить ребёнка: познакомьте детей с пословицами о войне, спросите, как они понимают их смысл:

  • Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт.
  • Смелого да умного и страх не возьмёт, и враг не побьёт.
  • Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

 Какие вопросы задать ребенку:

  • Что такое война?
  • Нужна ли она на земле?
  • Почему людям и всему живому нужен мир?
  • Когда мы отмечаем День Победы над фашисткой Германией?
  • Для чего нужна военная техника?

 Прочтите ребенку стихотворение: 

              Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

 После посещения мемориального комплекса:

В какие игры можно поиграть с ребенком?

  • Игра «Закончи пословицы» (использовать пословицы, которые были использованы в начале маршрута);
  • Игра на координацию движений «Солдат».

     На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый

 Что предложить ребенку сделать после прогулки:

  •  сделать фотоколлаж вместе с ребенком;
  •  нарисовать один из объектов прогулки;
  •  побеседовать о наиболее ярком впечатлении от прогулки;
  •  почитайте стихотворение Г.Виеру

     «Девятое мая»

Рады родители,

дети и деды

гордому празднику

нашей Победы.

В день этот радостный

мира и света

солнцем весенним

земля обогрета.

Праздничным утром

никто не забыл

цветы положить

у солдатских могил.

Маршрут разработал воспитатель дошкольного образования Беланович С.И.

свернуть

Маршрут выходного дня к памятнику «Скорбящей матери» г. Воложина

В память о павших героях войны…

Рекомендованный возраст: от 4-х до 7 лет.

Адрес нахождения: Республика Беларусь, Минская область, г. Воложин

Описание: Памятник «Скорбящей матери» в нашем городе, стал символичным местом. Напоминает о слезах матери о погибших героях, о том, что в годы войны мирные граждане гибли от рук фашистов. Скульптура «Скорбящая мать» стоит на братской могиле более 200 военнопленных и мирных жителей погибших в годы Великой Отечественной войны и   захороненных в общей могиле.

Прочтите ребенку стихотворение: 

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою.

А кто – за подвиг трудовой

В своём родном краю.

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли,

Солдаты Мая, слава вам навеки,

От всей земли, от всей земли!

Содержание беседы с ребёнком во время движения по маршруту:

-Спросите у ребёнка, что такое памятник? Кому ставят памятники? Для чего? Зачем люди приносят к памятникам цветы? Что он знает о Великой Отечественной войне?

-Расскажите, что много лет назад на нашу страну обрушилась страшная новость: фашистская армия без объявления войны вторглась на территорию нашей страны. Это был летний день 22 июня 1941 года. Светило солнце, пели птицы, люди просыпались и строили планы, как провести день. И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. И началась война. Все люди встали на защиту Родины.

Что рассмотреть с ребенком:

Находясь у памятника, обращаем внимание на его композицию. Рассмотрите его с ребёнком со всех сторон.

Какие вопросы задать ребенку?

Можно спросить у ребенка, что такое памятник? Кому ставят памятники? Как чтят память о погибших во время войны мирных жителях и солдатах (вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют. Минута молчания - символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

Расскажите ребенку

Мемориал установлен в память о расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками военнопленных и мирных жителей,  а также захороненным  воинам и партизанам, погибших в боях с врагами. Каждый год 9 мая люди приносят сюда венки и цветы. Они благодарят погибших воинов за мирное небо над головой. Победа в Великой Отечественной войне – величайшее событие. В жестокой борьбе с фашизмом наши дедушки и бабушки отстояли право на жизнь, Родину и свободу. Во имя наших предков, во имя живых и павших мы помним: Победа священна. Эта память у каждого в сердце. Память сердца должна передаваться от поколения к поколению. Предложите ребенку вместе с Вами тихонечко постоять и положить цветы,  а также почтить память минутой молчания.

 Составила: Гостилович Е.Н., воспитатель дошкольного образования

 

 

свернуть