Карта маршрута
Цель – способствовать побуждению интереса к истории нашего города; воспитать чувство патриотизма. Привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.
Рекомендуемый возраст: от 4-х до 7 лет
Вид маршрута: пеший.
Общее расстояние: от ГУО «Детский сад № 3 «Пралеска» до памятника:
910 м.
Продолжительность по времени:1 час (в зависимости от интереса ребёнка и соматического состояния ребенка).
Адрес нахождения: Республика Беларусь, Минская область, г. Воложин, площадь Свободы.
Опасные участки по ходу маршрутов: переход проезжей части; движение вдоль близко расположенной проезжей части.
Описание: Давно отгремели залпы Победы в Великой Отечественной войне, но как напоминание о тех кровавых событиях стоят памятники. В каждом городе, селе возведены монументы, обелиски которые напоминают нынешнему поколению, что ради мира на земле миллионы Советских людей отдали свои жизни.
На площади Свободы расположен памятник героям. На плите имеется надпись «Их помнит мир спасённый». У подножья памятника расположена пятиконечная звезда - символ Вечного огня. Рядом находится Братская могила советских воинов и партизан. На памятном мемориале нанесены имена погибших воинов.
Рядом с Братской могилой находится Памятник воинам-интернационалистам. На гранитной стеле нанесена надпись «Слава воинам интернационалистам». Памятник был установлен в 2015 году. Автором является белорусский скульптор Александр Кострюков. Он посвящен советским мужчинам и юношам, которые погибли во время боёв в Афганистане.
Прочтите ребёнку стихотворение «Спасибо героям», О. Маслова
Спасибо героям,
Спасибо солдатам,
Что мир подарили,
Тогда – в сорок пятом!!!
Вы кровью и потом
Добыли победу.
Вы молоды были,
Сейчас – уже деды.
Мы эту победу
- Вовек не забудем!!!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людям!!!
Пусть счастье и радость
Живут на планете!!!
Ведь мир очень нужен
- И взрослым, и детям!!!
Перед тем, как сообщить ребёнку, куда вы отправляетесь:
- расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;
- можно приготовить живые цветы;
- нужно объяснить ребёнку, что нельзя кричать, бегать, а нужно вести себя спокойно.
Содержание беседы с ребёнком во время движения по маршруту:
Спросите у ребёнка, что он знает о Великой Отечественной войне.
Расскажите ребёнку, что 22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. И никто не подозревал, что их мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты. И люди пошли воевать – защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в Великой Отечественной войне.
Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришёл с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято много фильмов, в городах и селах установлены памятники).
Спросите у ребёнка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (Памятник – это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы. Слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Устанавливают их в честь героев войны или важного события).
Описание маршрута
Братская могила советских воинов и партизан, Памятник воинам-интернационалистам.
Что рассмотреть с ребёнком:
Находясь у памятника, обратите внимание на его композицию. Рассмотрите его со всех сторон.
Расскажите ребёнку:
В Беларуси практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то был и работал в тылу, чтобы обеспечить армию всем необходимым на фронте. В те далёкие и тяжёлые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины.
Расскажите ребёнку, что такое братская могила.
Братской могилой считают групповое захоронение людей массово погибших примерно в одно время, во время боевых действий.
На братской могиле, где похоронено 160 воинов, установлено надгробие и стела с надписью «Их помнит мир спасённый». Среди похороненных – Герой Советского Союза Василий Васильевич Щербина, бойцы 32-й стрелковой дивизии, 3-й и 18-й гвардейских танковых бригад, 2-й гвардейской мотострелковой бригады 6 партизан Барановичской областной части, погибших в Великой Отечественной войне.
Памятник воинам-интернационалистам установленный на площади Свободы, его название говорит о том, что вместе воевали солдаты разных национальностей, которые говорили на разных языках, но сражались за мирную жизнь. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане. С 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в Афганистане побывали советские солдаты, офицеры, генералы, которые исполняли интернациональный долг, оказывали помощь братскому народу.
Война – это страшное слово. Когда его произносишь вслух, сразу видишь: ужас, разрушение, гибель всего живого.
Поинтересуйтесь у ребёнка, знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время войны людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам цветы, венки).
Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания?
Как нужно себя вести в это время? (минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях.)
Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).
Призвать ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.
После обзорной экскурсии можно поиграть с ребенком в пальчиковые игры.
«Солдатская каша»
Мы крупу в ковше варили
Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш), указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижать к ладони
Хорошенько посолили.
Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу.
Здесь уже и ложка наша,
Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка).
Так вкусна солдата каша!
Облизать губы языком, показывая, как было вкусно.
Поиграйте в подвижные игры «Самолёты», «Заводим моторы».
Почитайте стихотворение «Майский праздник» Т. Белозеров.
Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Примерные задания после завершения прогулки
Предложите ребёнку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось. Сделайте вместе с ребёнком поделку танка или самолета.
Маршрут разработал воспитатель дошкольного образования Лиштван А.А.